О том, что необходимо взаимодействовать с транснациональными ИТ-корпорациями, законодатели говорят давно.
Зачем в Госдуме собрались «приземлять» иностранные ИТ-компании, и что это значит для пользователей сети? О том, что необходимо взаимодействовать с транснациональными ИТ-корпорациями, законодатели говорят давно. Проблемы возникают с защитой персональных данных пользователей и блокировкой деструктивного контента, а также защитой конкуренции.
Так, Роскомнадзор не раз заявлял, что Youtube не удалил по его требованию 6 тысяч материалов с детской порнографией и другим противоправным контентом. Twitter также проигнорировал тысячи запросов Роскомнадзора и вышел на контакт с ведомством только после введения регуляторных мер (замедление трафика, угроза блокировки).
Бигтех предпочитает находиться вне юрисдикции тех государств, где работает и получает прибыль. Согласно предложенному законопроекту, владельцы информационных ресурсов, суточная аудитория которых составляет более 500 тысяч российских пользователей, должны будут создать в России филиалы, открыть представительства или учредить российские юридические лица. В пояснительной записке к законопроекту подчеркивается, что данные официальные представительства, должны будут в полном объеме представлять интересы головных компаний и являться основным каналом взаимодействия с ними на территории РФ.
Еще один аспект - обеспечение цифровых прав россиян. Сейчас гражданам сложно защитить их в российском суде в случае нарушения (блокировки аккаунтов и т.д.). Существующие представительства выполняют исключительно маркетинговые функции и не несут ответственности за политику и деятельность головных холдингов.
«Появится возможность, во-первых, подать претензию в данное представительство и сократить сроки ответа по данным претензиям. Во-вторых, появится возможность судебной защиты, можно будет спокойно подать в суд и, используя нормы российского судебного процессуального права, защитить свои права, - отмечает юрист издательского дома «Информ Полис» Борис Бальжиев.
При этом, зарубежные ИТ-компании получают в России значительную прибыль, продавая рекламу, обрабатывая персональные данные россиян и таргетируя на них рекламные посты. Отчетность о полученной на россиянах прибыли при этом, разумеется, не предоставляется. Законодательная инициатива позволит уравнять условия для российских и зарубежных игроков цифрового рынка.
Кроме того, в невыгодном положении находятся представители российских ИТ-компаний.
«На российском цифровом рынке возникает ситуация, когда одни играют по правилам: локализуют персональные данные россиян на территории РФ, работают с российскими пользователям. В свою очередь, иностранные компании, фактически подчиняясь законам зарубежных юрисдикций, имеют возможность игнорировать российские законы, эта ситуация неправильная», - считает Светлана Шедоева, директор Бурятского института инфокоммуникаций (филиал) Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики.
Многие страны уже ввели жесткие меры по «приземлению» международных компаний на своей территории, получив положительный эффект.