Народный Хурал борется за свою неприкосновенность. Бурятские парламентарии намерены внести поправки в Конституцию и ограничить права временно исполняющего обязанности главы Республики.
Откусить кусочек власти.Комитет Народного Хурала после ухода Наговицына и назначения врио Главы озадачился буквально всем, что касается нового руководителя республики, вплоть до вопроса правильного написания его должности. Пускай ради этого придется внести изменения в конституцию Бурятии.
Борис Ботоев – председатель Комитета Народного Хурала РБ:«Предлагается в статье 78-ой пункте 4, после слов: «Временно исполняющий Главы администрации» - добавить слово: «по федеральному законодательству», то есть, образно говоря, тире – указник, то есть по указу президента РФ».
Цыденжап Батуев - председатель Комитета Народного Хурала РБ:«Во-первых, изменить фразеологию, изменить построение данного предложения. «В случае временного отсутствия», что больше соответствует законам русского языка. А у нас здесь написано: «в случаях, когда временно» вот… Поэтому предлагается «в случае временного отсутствия главы республики, председателя правительства в связи с болезнью и отпуском, его обязанности исполняет первый заместитель председателя правительства, либо один из заместителей председателя правительства в порядке определяемом правовым актом главы РБ – председателем правительства РБ».
Но, разумеется, депутатов хурала волновало и то, какими полномочиями можно наделить временно исполняющего обязанности? Если подробнее, эта процедура должна пройти через изменения в Конституции Бурятии. И как выяснилось, в первую очередь, депутаты Хурала заинтересованы в собственной неприкосновенности. По их мнению, временный глава не вправе распускать парламент, а также подписывать или отклонять местные законопроекты.
Цыденжап Батуев – председатель Комитета Народного Хурала РБ:«К сожалению, у нас в тексте конституции не заложена ограничительно-защитная мера возможным действиям исполняющего обязанности в части роспуска законодательного органа, изменения в конституции и смены правительства. Поэтому предлагается пункт второй изложить следующим образом, и здесь четко прописать о том, что он не имеет права подписывать либо отклонять законы, принятые Народным Хуралом».
Однако, депутаты Хурала не против того, чтобы временный глава сам менял структуру правительства, лишь бы местный парламент работал по старой схеме.
Баир Цыбиков – консультант Комитета Народного Хурала РБ: «Вот предлагаемый пункт третий статьи 78-ой: врио РБ, назначенный в соответствии с федеральным законом, не вправе распускать Народный Хурал РБ, вносить изменения в конституцию РБ, исчезает: вносить изменения в состав правительства РБ».
Баир Базаров – депутат Народного Хурала РБ:«Правительство само обязано уйти вслед за своим председателем. Председатель не исполняет свои обязанности. Если мы выражаем недоверие к какому-нибудь члену правительства – правительство должно уйти в отставку, а тут председатель вообще ушел».
Стоит отметить, что обязанности главы региона ограничены лишь в половине субъектов страны. И, по словам экспертов, хоть законопроект подготовлен без противоречий с юридической точки зрения и имеет право на жизнь, один из его главных пунктов остается нецелесообразным.
Павел Дудин – эксперт Комитета Народного Хурала, заведующий кафедрой «Теории и истории государства и права, конституционного права РФ» при ВСГУТУ:«В целом, что касается юридической стороны, то здесь вопросов нет. Вопрос у меня, как у эксперта, заключается в том, что насколько целесообразно вносить изменения о запрете подписания законов. Да, формирование правительства и роспуск Народного Хурала – это акт в большей степени политический, а подписание законов – это технически-рабочий момент».
Наталья Халтыгеева – старший помощник прокурора РБ по взаимодействию с представительными и исполнительными органами власти РБ:«Это конкретные сроки. За этим может стоять затягивание процесса внесения, изменения в бюджет республики, зачастую от этих законопроектов и принятых Народным Хуралом республики и исполняющим обязанности, который не может подписать эти законы, может препятствовать получению господдержки и получению средств из федерального бюджета».
Борис Ботоев – председатель Комитета Народного Хурала РБ:«Если бы они сказали, что это противоречит такой-то статье и норме какого-то закона, тогда, конечно, это заслуживало бы внимания.Когда выслушали речь прокурора и заключение управления правительства, они здесь юридическими терминами не руководствуются. Они руководствуются с точки зрения здравомыслия чисто житейского».
Теперь депутатам осталось собрать 22 подписи, чтобы отправить этот вопрос на сессию Хурала и уже оттуда внести соответствующие поправки в конституцию.