За год выявлено свыше 5 тысяч публикаций с фейками о Бурятии

565

ЦУР республики Бурятия подвел итоги противодействия недостоверной информации, распространяемой через интернет.

ЦУР республики Бурятия подвел итоги противодействия недостоверной информации, распространяемой через интернет. За год было выявлено 13 уникальных фейковых сообщения о Бурятии, которые получили свыше 5 тысяч публикаций.

Отличительной чертой фейков о республике является то, что они достаточно быстро опровергаются (среднее время реакции на фейк 3 часа 30 минут), и практически не получают распространения внутри региона. Основными жертвами обмана в таком случае становится внешняя аудитория, мало что знающая о жизни в самой Бурятии.

Фейком, который получил наибольшую охват, стала сентябрьская «новость» о том, что в Улан-Удэ студентов забирают в военкоматы прямо с занятий – эта фальшивка, не вызвав доверия у жителей республики, получила тысячи публикаций за ее пределами.

Чаше всего фейки распространяются через социальную сеть ВК (40% публикаций). На втором месте «Одноклассники» (22%), третье место у меседжера Телеграм (11%).

По механике создания в Бурятии фейки делятся следующим образом: это либо полностью выдуманное и голословное, но резонансное сообщение, либо постановочное/архивное видео, выдаваемое за настоящее и актуальное, либо изготовление фальшивого документа, который выдается за подлинный.

«В мае по сети начал гулять указ правительства Бурятии, обещающий бесплатную раздачу военнослужащим автомобилей «Москвич», - рассказывает Алексей Жанаев, аналитик ЦУР республики Бурятия, - Документ был неплохо изготовлен, но создатели этого фейка не учли того, что автомобили «Москвич» на тот момент не выпускались уже более 12 лет, а московский автозавод был закрыт».

Серьезность угрозы исходящей от создателей и распространителей фейков отмечают и на федеральном уровне. В этом году АНО «Диалог» запустила фактчекинговую платформу «Лапша Медиа», которая в ежедневном режиме выявляет и опровергает десятки фейков по всей стране. В 2022 году Россия столкнулась с самой массовой информационной атакой в истории. Количество уникальных фейков достигло 3,7 тыс., а число их упоминаний превысило 9,3 млн. Таким образом, по сравнению с прошлым годом количество недостоверной информации в интернете в этом году выросло в 6 раз.

20 декабря при участии генерального директора АНО «Диалог» на площадке международной медиа-группы «Россия сегодня» эксперты обсудили методы борьбы с фейками.

«Мы столкнулись с угрозой не только информационной, но и национальной безопасности, когда требуется консолидация государства и гражданского общества. «Лапша Медиа» сегодня предоставляет возможность получить достоверные данные пользователям, которые сталкиваются с фейками. С момента запуска платформы поступило более 85 тыс. запросов на проверку публикаций и сообщений. Только при их своевременной отработке возможно создание безопасной информационной среды для граждан», — отметил гендиректор АНО «Диалог» Владимир Табак.

В дискуссии приняли участие и представители государства, которые также отмечают высокую опасность, исходящую от производителей и распространителей фейков.

«Тема фейков не является новой, вбросы были во все времена, но отличались локальным характером. Сегодня интернет-среда дает возможность для их быстрого распространения. 79% населения России считают это опасным явлением», — прокомментировала начальник Управления Президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи Татьяна Матвеева.

Следите за новостями:

2024 © Сетевое издание «АТВ online»

Учредитель: ООО «Телекомпания АТВ». Главный редактор: Сураева И.В. info@tvatv.ru +7 (3012) 45-43-09

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС77-85958 от 26.09.2023 г, выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Перепечатка собственных материалов сайта в электронных СМИ возможна с указанием активной ссылки на tvatv.ru, в печатных СМИ — на сетевое издание «ATB online», цитирование на телевидении и радио — с указанием сетевого издания «ATB online» как источника информации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламы.