Дорогу грейдируют. Вот только между каждым заходом техники может пройти целый год.
Восстание дорог против машин в отдельно взятом районе. Езда по ямам и булыжникам в Мухоршибири. Убитое дорожное полотно уничтожает автомобили. А грейдеры действуют по принципу – хотели, как лучше, а получилось как всегда. Что же нужно для нормальных дорог в районе?
Илья Балханов, корреспондент:
- В Мухоршибирском районе сельчане терпят классические деревенские проблемы: нет освещения, интернета и т.п. Они были бы рады о них рассказать. Вот только доехать до райцентра не представляется возможным. Всему виной- болевая точка всей России, которая в районе стала массовой – убитые дороги.
Самбу - водитель на маршруте из Улан-Удэ в Сагаан-Нуур. Каждый день Самбу приходится ездить по ужасной дороге. Выбора нет – не так много водителей соглашается добровольно гробить свои машины.
Самбу Очиров, водитель маршрута «Улан-Удэ - Саган-Нур»:
- Около 20 лет проблема у нас с дорогой. Раньше была у нас дорожная служба. В Калиновке, в Тугнуе. Тогда они мало-мало дорогу делали. Потом они обанкротились. Полномочия передали в администрацию района, и начался бардак.
Дорогу грейдируют. Вот только между каждым заходом техники может пройти целый год. Плюс ко всему, дорогу засыпают щебнем. Ну, как щебнем - огромными камнями.
Самбу Очиров, водитель маршрута «Улан-Удэ - Саган-Нур»:
- Был ремонт дороги здесь. Грейдирование с подсыпкой. Вот такими камнями они дорогу ремонтируют.
Илья Балханов, корреспондент:
- Посмотрите. Вот такие камни. Т.е. они по всей дороге раскиданы. Булыжники лежат. Я не знаю, как по таким дорогам ездить, как по таким булыжникам ездить. Тут можно с легкостью пробить колесо. Или того хуже, если на скорости – можно перевернуться.
Местным жителям не позавидуешь. Автомобили приходится ремонтировать с незавидной регулярностью. Мухоршибирский парадокс - дороги убивают машины. В районе восстание дорог.
- Как вам дорога?
- Хааа. Дорога, блин. Ну, как вам сказать? Вообще не дорога.
Соелма Бадмаева, житель с. Галтай:
- Весной я покупала машину. Я вот уже бампер поменяла. Т.е. сняла и нижнюю часть покрасила. Ну, это уже невозможно. Сколько можно по этой дороге ездить?
Ужасная дорога затрудняет движение и скорой помощи.
Евгений Радионов, водитель скорой помощи:
- Другой раз то ли больного везти, то ли смотреть. И вот так вот ездим по нашим дорогам.
- Сколько вы уже так ездите?
- Как сколько?! Я здесь с 91-го года. Как после института приехал в колхоз и всё. Раз в год пройдет грейдер и всё.
Причина всех бед стара и плоха как местные дороги – нехватка денег. В район на дороги выделили чуть больше 14-ти млн рублей. Это микроскопические деньги на протяженность автомобильных путей .
Евгений Михайлов, председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом и муниципальным хозяйством Мухоршибирского района:
-Только на эту не хватает. Вообще не хватает никуда. Даже просто от Хошун-Узура до Галтая мы примерно посчитали – это весь наш бюджет районный, около 10 млн надо будет.
По мнению Министерства транспорта Бурятии, дорогу сделать можно. Вот только власти района должны хоть немного шевелиться.
Лев Хандажапов, пресс-секретарь министерства по развитию транспорта Бурятии:
- Данная дорога муниципальная. Она гравийная, чтобы ее отремонтировать, муниципалитет, который содержит данную дорогу, должен разработать или заказать ПСД. После этого он обращается в правительство, в Минтранс, и за счет дорожного фонда данная дорога будет включена в какую-либо из программ.
Итак, вместо того, чтобы каждый год наскребать деньги на некачественное грейдирование и засыпку, администрации района можно просто разработать ПСД и сделать нормальную для 21 века дорогу. АТВ обращается к властям района с просьбой хотя бы обдумать такой вариант решения проблемы.