Где-то необходимо заштопать порванную ткань, где-то отмыть от пыли, где-то заменить холст или рамку.
Как «оживить» картину? На этот вопрос сегодня ответили долгожданные гости Бурятии. Реставраторы государственного Эрмитажа провели наглядные мастер-классы и обучили местных коллег технике воскрешения предметов искусства.
Чингис Очиров, корреспондент:
- Время безжалостно относится не только к людям, но и к произведениям искусства. Так картины «солидного возраста» с годами теряют свой внешний вид. Краски выгорают, растрескиваются, а то и вовсе отпадают целыми кусками. Вернуть прежний вид картинам могут только художники-реставраторы.
Возвращать к жизни, утратившие былой вид картины, начали ещё в 16-ом веке. С тех пор методы «оживления» особо не изменились. Важен творческий подход к делу.
Анна Колмыкова, художник-реставратор приморской государственной картинной галерее г. Владивосток:
- Нет таких унифицированных подходов. То есть, как бы, есть какие-то методики уже утверждённые. Методики реставрации. Но всегда каждая картина диктует что-то своё. То есть, самое главное, это понять в чём проблема. А потом уже найти пути решения.
Время обычно наносит одни и те же удары. Где-то необходимо заштопать порванную ткань, где-то отмыть от пыли, где-то заменить холст или рамку. Все в мире требуют заботы и ухода. Живопись в том числе.
Татьяна Алексеева, заведующий сектором хранения изобразительного искусства Национального музея Бурятии:
- Конечно, в зависимости от света, от условий климата, температуры. Вот это всё влияет на картины. И естественно они начинают болеть. А реставраторы, как лечащие врачи. Они их лечат.
Сергей Богданов, художник-реставратор государственного Эрмитажа:
- Вот видите здесь, да. Мы состыкуем прорыв. И вот по краю есть утрата красочного слоя, то есть, краски нет. Моя задача будет что сделать? Сюда подвести сначала реставрационный грунт. И потом после того, как я нанесу реставрационный грунт, сделаю аккуратную тонировку по краю.
Главное, терпение и снайперская точность. Самое главное не переборщить. Ни в коем случае, реставратор не должен поменять общий колорит произведения. Например, если картина поступит в музей уже в выцветшем состоянии, ни один художник за неё не возьмётся. Так как новые тона могут закрасить истинный замысел автора.
Виктор Коробов, заведующий реставрацией станковой живописи государственного Эрмитажа:
- Задача реставратора – приостановить этот процесс насколько возможно. Потому что если бы не было реставраторов, то многие памятники бы канули безвозвратно. То есть, мы бы их потеряли.
Реставраторы государственного Эрмитажа посещают Бурятию уже в 4-ый раз. Но не перестают удивляться богатству местных галерей и музеев. Потому считают долгом поделиться опытом с коллегами ради одной общей цели – сохранить культурное наследие России на века.