Но, пожалуй, самый важный конкурс впереди.
Улан-удэнец признан одним из лучших молодых дирижеров мира. Майдар Дамбаев, преподаватель Колледжа искусств, отправится в Италию на первый конкурс имени Романо Гандольфи - одного из выдающихся хормейстеров мира. И словно его заслуженный коллега, наш земляк может с легкостью управлять профессиональным хором, например, московской консерватории. Сегодня за его руками следят десятки студентов, среди которых найдутся будущие виртуозы.
Буда Мунхоев, корреспондент:
- Он может стоять спиной ко мне, к оператору, да и к целому залу зрителей. И при этом никто на него не обидится. Такая уж него профессия - дирижер. Вот только зачем он нужен? Ведь у хоровиков есть музыкальный слух, они умеют петь. Но все дело в пальцах и мимике, которыми он показывает то, что многим из нас, к сожалению или к счастью, недоступно.
Майдар Дамбаев, преподаватель колледжа искусств им. Чайковского, лауреат всероссийских и международных конкурсов:
- Зритель вообще ничего не понимает. Мы учим певцов понимать все эти жесты. Жесты бывают разные. Если я вам сейчас начну объяснять, меня тогда все равно никто не поймет.
Непонятно, но зато как красиво и звучит, и выглядит. Ведь дирижер, словно шеф-повар, может подать вам одно и то же блюдо по-разному. Тем более, когда мы говорим о, возможно, лучшем молодом дирижере мира.
- Знакомьтесь, это Майдар Дамбаев. Ему недавно исполнилось 24 года, и через пару недель он отправится в Италию на самый престижный в мире конкурс для хоровых дирижеров. Кстати, наш юноша - единственный участник не только из Бурятии, но и со всей России. В качестве заявки он отправил вот это видео, на котором он руководит хором Московской консерватории, где он не так давно отучился. Сегодня Майдар учит других, но уже в родном колледже Чайковского, откуда и начинал.
- Дирижер хора - это должен быть и учитель пения. То есть, он должен сам хорошо исполнять вокальные произведения. Сыграть свою партитуру на фортепиано должен. Дирижер должен иметь красивый голос, должен показать примером своим.
- Если бы знали вы, как мне дороги подмосковные... Вот ощущение, когда вы поете, ощущение зевка должно быть.
Ольга Полякова, педагог Майдара, Заслуженный работник культуры России, Бурятии:
- Ты выходишь к коллективу, и ты должен представлять из себя какого-то лидера, который будет интересен этому большому коллективу. Который сможет его заинтересовать, его организовать и так далее. Это, к сожалению, не многим дано. Майдару обладает этими качествами.
Алексей, студент колледжа искусств им. Чайковского:
- Не ругает он вас?
- Бывает, если мы косячим или опаздываем. Но так он всегда по делу ругает.
- То есть не особо строгий?
- Не особо.
Майдару еще в детском саду сказали, что есть хороший музыкальный слух. После этого родители отправили его в 35-ую школу со специализированным классом и хоровой студией. Там он пел и солировал. Дальше - колледж и консерватория. И судя по его словам, Майдар проходил этот путь ради одной цели.
Майдар Дамбаев, преподаватель колледжа искусств им. Чайковского, лауреат всероссийских и международных конкурсов:
- Бывает такое, что дирижер посредственно работает. Допустим, просто ноты, а нет музыки. Музыка, она все-таки скрыта в этих нотах, и нужно найти, что заложил композитор.
Майдар так и продолжает искать музыку. И судя по всему, успешно ее находит. Во время учебы он уже гастролировал по России и за рубежом, при этом стал лауреатом нескольких престижных премий. Но, пожалуй, самый важный конкурс впереди. Он отправится в итальянскую Парму, и среди 16 лучших молодых дирижеров мира он хочет стать первым.
- Конец, закрытый рот, закрытый рот. В конце не надо кричать так сильно. Все-таки пение - это хорошо сформированный крик. В этом вся суть, а не в крике. Что нам еще спеть?