Неожиданно! И удивительно! Примерно так говорили, зрители концерта Бадма Ханды Аюшеевой и джаз-бэнда из Москвы. Золотой голос Бурятии по-хорошему шокировала своих поклонников. Сочетание бурятских песен и настоящего джаза произвело эффект бомбы.
Наталья Китаева, корреспондент:«Объединить музыкальные культуры и национальные традиции – задача необычного проекта. Джаз – особенная музыка, которую не спутаешь ни с чем, а в сочетании с этно-напевами совсем неожиданное звучание. Посмотрим, насколько этот эксперимент окажется удачным».
Эта музыка рождается прямо на сцене, она живая и непредсказуемая. Она дышит и это слышно. Сцена - как экспериментальная площадка, где два талантливых музыканта решили соединить, казалось бы, несовместимое - бурятские мелодии и джазовый аккомпанемент. Организаторы уверены, у проекта большое будущее.
Наталья Уланова, художественный руководитель Бурятской филармонии:«Однажды мы встретились с Бадмой Хандой и разговорились о том, как развивается сегодня бурятская музыка, о каких-то течениях в этнической музыке, и она сказала: «Вот я бы, наверное, спела под рояль». Я сказала: «Да, это клево, но это должен быть джазовый рояль, пианист, вернее, должен быть джазовый, необыкновенный».
Таким необыкновеннымоказался пианист Алексей Подымкин. Он уже знаком бурятской публике по прошлогоднему блестящему выступлению на фестивале «Осень. Джаз. Вино». Специально для проекта Алексей написал аранжировки и пригласил для участия еще ударника и контрабасиста.
Алексей Подымкин, пианист (г. Москва):«Мы решили начать с такого локального варианта и абсолютно чистый такой фольклорный народный вокал Бадма-Ханды, т.е. не она поет под нас, а мы под нее играем, пытаясь не испортить мелодию и звучание. Вообще в джазе такое довольно часто делают, т.е. смешивают этнос с этим жанром, как бы добавляют в этот жанр этнос, но с бурятским этносом этого еще никто не делал».
Не просто музыка, а состояние души. Джаз – это, прежде всего, искусство импровизации, рождающееся сию минуту. Так, например, Давид Ткебучава в один момент превращает игру на ударных в настоящее трюковое шоу.
Еще один приятный сюрприз. Бурными аплодисментами публика встретила народного артиста Бурятии, или, как его еще называют, человека-оркестра, Баттувшина Балданцэрэна. Солист будто играл не на инструменте, а на струнах человеческой души.
Играть только то, во что веришь. Чувствовать, забывая обо всем вокруг. Ведь джаз – это не только музыка, но и способ общения, язык, который нужно учиться понимать.