https://www.high-endrolex.com/22

Мусору здесь не место

Мусору здесь не место
17.01.2017 22:57

 С 2017 года полномочия по уборке мусора перешли к субъектам России. Это значит, что и за полигоны ТБО, и за несанкционированные свалки отвечать теперь будут республиканские власти. Только вот как это будет происходить на практике, пока никто не понимает. Сегодня проблему обсудили в комитете по экономической политике и природопользованию Народного Хурала Бурятии. Согласно закону, в республике должен начать работать «некий» региональный оператор, только произойдет это, в лучшем случае, осенью 2017 года.

 Как минимум полгода мусор в Бурятии будет бесхозным. Согласно вступившему с 1 января закону, региональные операторы, которые и должны теперь заниматься хранением и переработкой отходов, могут зайти на объект к середине 2018 года. Что делать с мусором до этого времени, непонятно. Хотя наша республика готовится выбрать оператора уже в феврале.

Анатолий Кушнарев, депутат Народного Хурала Бурятии: «Для нас это особо актуально, потому что мы живем на байкальской природной территории, 72 % примерно от всей площади, если я не ошибаюсь. И несем определенные проблемы и определенную нагрузку».

 Стоит отметить, что в год экологии на борьбу с мусорными завалами бросили все силы и средства. Бурятии требуется построить как минимум еще 18 полигонов ТБО.

Александр Лбов, заместитель министра природных ресурсов Бурятии: «Всего нам необходимо построить 22 полигона, включая те, которые уже построены, в каждом, условно говоря, районном центре, также у нас по нашей схеме предусмотрены две мусоросортировочные станции, то есть у нас мусоросортировочная станция, введенная в эксплуатацию в городе Улан-Удэ, планируется построить одну в Кабанском районе».

 Однако, ученые предлагают вместо складирования применять переработку мусора. Исследователи разработали технологию сжигания отходов с выработкой тепловой и электрической энергии. Более того, одна экспериментальная установка уже готова и запатентована.

Сергей Буянтуев, разработчик технологии, заведующий научной лабораторией «Плазменные и энергетические технологии» ФГБОУ ВПО ВСГУТУ: «Двухступенчатая, как мы ее называем, технология. Когда первая ступень, сжигаются уже сами отходы, в принципе, любые, но в данном случае речь идет только об отходах пластмассовых, полимерных, вот такого рода».

 Температура до двух тысяч градусов достигается при помощи использования плазмотронов. Более того, после переработки, собственно, мусора, установка дожигает и выделяющиеся токсичные газы. Работать мини-станция может как стационарно, так и мобильно, переезжая с места на место. А ее расчетная мощность – 200 килограммов мусора в час. Для того, чтобы первый аппарат заработал, необходим измельчитель мусора и электрическая подстанция мощностью в 100 киловатт. Но к передовым технологиям у депутатов пока стопроцентного доверия не возникло.

Сергей Мезенин, депутат Народного Хурала Бурятии: «Я хотел вот это услышать, что нас ждет с января, вроде бы уже это республик анские полномочия, к чему мы придем. А то, что мы сейчас обсуждаем, мы в этой теме не настолько сильны. Вот этот круг лиц может что-то пояснить или сказать, конечно, внешне можно сказать, что это хорошо, прекрасно, если такая установка будет работать. Но я думаю, правительству-то республики виднее, они-то уже, наверное, видели, и есть какая-то оценка деятельности».

 Сергей Бужинаев, депутат Народного Хурала Бурятии: «Видели такую большую свалку? Может, она была бы как зона сбора мусора, а в центре или где-то на окраине поставить большую стационарную вашу установку, чтобы она выдавала тепло, самое главное, и электроэнергию».

 Районы же республики идеей загорелись. В качестве поля для экспериментов себя предложил Кабанский район.

 Александр Плюснин, заместитель руководителя Администрации МО «Кабанский район» по ЖКХ и строительству: «Перед нами, я не погрешусь сказать, уже десятилетиями стоит вопрос, куда от этих миллионов тонн деваться уже, от мусора. Нам надо определиться, какой следующий шаг в этом году? Появится ли у нас в Кабанском районе такая установка?»

 И тем не менее проект нуждается в серьезной доработке. Пока нет расчетов санитарной зоны, не замерены окончательные показатели выбросов токсичных веществ.

Ирина Скосырская, заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Бурятии: «Я хочу сказать, что такие установки требуют организации санитарно-защитной зоны, и перед тем, как вы начнете работать, вы должны сначала в проекте рассчитать эту расчетную санитарно-защитную зону, затем в процессе испытания ее подтвердить и установить. То есть, ваша установка, производительность такая-то, должна иметь санитарно-защитную зону, допустим, 50 метров».

После доработки проекта, ученым или эксплуатирующей организации будет необходимо получить сертификат экологической экспертизы и лицензию на переработку мусора. Тем временем, представители природнадзора считают, что запуск системы может оказаться лишней тратой времени и денег – мусора для ее работы может не хватить.

Любовь Миронова, заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Бурятии: «Отходы, которые идут на захоронение, то есть, которые идут в полигоны, у нас их совсем немного, у нас их всего 189 тысяч тонн».

 Однако депутаты все же просят разработчиков проекта как можно скорее устранить недочеты и представить готовые расчеты на ближайшую сессию Народного Хурала. Возможно, деньги для испытаний и запуска первой, пока мобильной, станции по переработке отходов, найдутся уже в этом году.

https://www.high-endrolex.com/22