https://www.high-endrolex.com/22

Специальный репортаж (1.06.2016)

Специальный репортаж (1.06.2016)
05.06.2016 11:48

Из материалов дела: «У Будаева Л.Г.  […] из иной личной заинтересованности, повышения уровня материально-технического обеспечения ГБПОУ «Авиационный техникум», возник преступный умысел».

Наталья Дамбаева, корреспондент: "Мы находимс я у стен«Авиационного техникума».Одно из старейших учебных заведений Бурятии за свою более чем полувековую историю пережило многое. Первые молодые специалисты выпустились в далеком 55 году, а в 1993 техникум перестал существовать как самостоятельное учреждение. Новейшая история связана с именем Леонида Будаева. Однако возрождение техникума началось с крупного, но одновременно парадоксального скандала. Будучи по профессии инженером-самолетостроителем, проработав несколько лет на Улан-Удэнском Авиазаводе, в 2014 году Леонид Будаев встал у руля и буквально воскресил учебное заведение, и «Улан-Удэнский Авиационный техникум» заново открыл свои двери. Однако за 21 год простоя, уровень знаний и навыков выпускаемых специалистов катастрофически упал. Впрочем, и специалистами их назвать просто язык не поворачивался. Главный заказчик кадров – Улан-удэнский авиационный завод, был крайне недоволен выпускниками".

Роман Холостов, директор по обслуживанию основных фондов «Улан-удэнский Авиационный завод»: "До прихода Леонида Геннадьевича нам приходилось тех студентов, которые приходят уже на работу на Авиационный завод, полгода, а может даже и год доучивать, переучивать под то оборудование, которое у нас сейчас используется. Поэтому мы несли дополнительные затраты, и еще раз…"

В 2014 году Леонид Будаев начал техническое перевооружение техникума. Главная задача – создать условия для подготовки высококвалифицированных кадров и выпуска их в дальнейшее плавание, но не куда-либо, а прямиком в стоящее напротив здание - Улан-Удэнский авиазавод. Финансирование было разделено между Холдингом «Вертолеты России» и министерством образования республики. С этого и начинается история-фарс, итогом которой стало уголовное дело на теперь уже бывшего директора техникума.

Леонид Будаев, экс-директор ГБПОУ «Авиационный техникум»: "По соглашению с авиационным заводом и правительством Бурятии была выделена крупная сумма денег на условиях софинансирования для модернизации учебного процесса в авиационном техникуме. 50 млн выделял деньги Авиационный завод, на которые он купил лабораторный комплекс. А правительство РБ обязалось на 50 млн выделить сумму на проведение капитального ремонта учебного корпуса".

Холдинг «Вертолеты России» свою часть паритетного договора выполнил и на полсотни миллионов рублей были закуплены инновационные тренажёры и оборудование. С их помощью студенты должны были научиться всем премудростям века современных технологий. В кратчайшие сроки уже приобретенный лабораторный комплекс необходимо было установить в авиатехникуме, да и сам учебный корпус пришла пора привести в божеский вид. Согласно условиям инвестпроекта, эта задача легла на плечи министерства образования Бурятии.

Леонид Будаев, экс-директор ГБПОУ «Авиационный техникум»: "В 2014 году в ноябре был выделен первый транш со стороны РБ, это 17,5 млн рублей, которые мы использовали. Закупили оборудование. Начали проводить капитальный ремонт. Но как выяснилось в последствие, когда с проверкой зашел минфин Бурятии, оказывается, эти деньги были выделены именно, как считает министерство финансов, на капитальный ремонт".

Минобраз считает, что капитальный ремонт – это побелка-покраска, усиление конструкции, а не покупка оборудования, прокладка кабелей, установка серверов и других технических примочек, на что была потрачена большая часть бюджетных рублей – те злополучные 13,5 миллионов, из-за которых нет сегодня  покоя экс-директору техникума.

Леонид Будаев, экс-директор ГБПОУ «Авиационный техникум»: "Я, когда использовал эти деньги, четко знал и представлял, что эти деньги идут именно по целевому назначению, то есть используются туда, куда нужно. Но, как выяснилось, существуют несколько  документов, точнее 2, по которым деньги выделялись нашему техникуму. И в этих документах по-разному сформулированы цели".

И, действительно, пожав друг другу руки, глава минобраза Бурятии и директор Авиатехникума заключили два практически идентичных договора. Правда, в одном прописано, что средства из республиканской казны направлены на «иные цели», а в другом - «на проведение  мероприятий по госпрограмме Бурятии «Развитие образования, науки и молодежной политики». За этими чиновничьими формулировками и скрылся дьявол. Согласно второму соглашению, как  это выяснится позже, деньги направлены исключительно на капитальный ремонт здания и ни на что более. Такие вот странные в понимании минобраза «мероприятия по развитию образования». Хотя в постановлении правительства Бурятии написано иное.

Из паспорта государственной программы:

 "Цель программы: модернизация профессионального образования Республики Бурятия с учетом потребности рынка труда и стратегии регионального развития.

Задача программы: Повышение доступности и качества среднего профессионального образования".

Виталий Хонихоев, юрист: "Какое из них правильное, какое действует, а какое нет, так они оба действуют. Потому что в установленном законом порядке не признано, какая из этих бумаг недействительная, понимаете? Если занесено изменение, то этот документ должен быть пропущен через шредер, уничтожен, выйти приказ, что он недействителен, как это в делопроизводстве происходит нормально. А не лежать в сейфе потом, как документ, который исполнен в техникуме".

Однако, чиновники, игнорируя один из документов, по второму начинают ряд проверок. И настаивают на том, что субсидия выделялась на реализацию государственной программы, в том числе капитальный ремонт.  Почему игнорируется второй документ, согласно которому субсидия выделена на иные цели, непонятно.

Светлана Сокольникова, руководитель научно-методической работы ГБПОУ СПО «Авиационный техникум»: "Хищения, как поняла из отчетов официальных следственных органов, не установлено. Хищения нет, деньги все здесь. А человек находится под уголовным преследованием. Я думаю, это несправедливо. Я понимаю, что есть понятие «нецелевого использования средств», то есть средства реконструкции или средства на капитальный ремонт. Но думается, что это все какие-то бюрократические определения, и везде должен быть какой-то здравый смысл".

Примечательно и то, что в мае прошлого года глава Бурятии вместе с делегацией из правительства лично присутствовал на демонстрации оснащенных лабораторий.  Тогда ход модернизации техникума не встретил никаких нареканий со стороны чиновников.

Роман Холостов, директор по обслуживанию основных фондов «Улан-Удэнский Авиационный завод»: "Даже когда приезжали высокопоставленные лица, когда смотрели результат работы, все отмечали, что сделана хорошая работа и всем нравилось. Была у меня такая информация, что хотели наградить Леонида Геннадьевича наградой республиканской".

Похвалить похвалили, а дальше, как говорится, расхлёбывай кашу сам. Спустя несколько месяцев Леонид Будаев был не только снят с руководящей должности, на него, не побоюсь этого слова, «повесили» дело, из-за которого уважаемый в Бурятии человек может сесть за решетку и точно понесет репутационные потери.

Виталий Хонихоев, юрист: "Что плохо, что это бьет по рукам тем людям, которые в будущем у нас в Бурятии захотят что-то сделать. Придет транш какой-нибудь, они будут видеть пример, и они лучше скорее не получат эти деньги и лучше не сделают, чем это потом произойдет".

Мало того, что сам глава республики намеревался наградить почетной грамотой бывшего директора авиатехникума, так все последующие проверки показали - факт ущерба, нанесенного бюджету Бурятии, отсутствует. В июне 2015 года, уже после того, как многомиллионное оборудование внедрили в учебный процесс, Министерство образования зашло в учреждение с проверкой. В отчете нет ни единого слова о каких-либо «нецелевых» растратах.  Когда же Леонида Будаева уже выкинули за борт, а лабораторный комплекс раскрылся во всей красе, нынешнее руководство техникума обратилось в минфин республики с просьбой засчитать целевую программу исполненной.

Из письма министру финансов Шутенкову И.Ю. от 11.11.2015: «Приобретенное оборудование на [общую] сумму 13 506 053,94 рублей поставлено на бухгалтерский учет учреждения…, а сумма отражена в балансе ГБПОУ «Авиационный техникум» на 01.01.2015. На основании вышеизложенного просим сумму нецелевого использования средств 13 506 053, 94 рублей не считать ущербом…»

Ведомство, в свою очередь, обращение одобрило. Адекватный, мыслящий человек подумает, что раз ущерб теперь уже не ущерб, то и дело можно на этом закрывать. Но только не республиканские чиновники. Минфин и минобраз продолжают настаивать, что Леонид Будаев обязан вернуть в бюджет эти 13,5 миллионов рублей.

Виталий Хонихоев, юрист: "Вообще, я полагаю, что данное дело немножко парадоксальное совершенно. Если бы мы были в стране, где независимый справедливый суд, здесь этого дела бы вообще не было. Оно в суд не пришло бы и судом бы не принялось".

Тем временем, будущие вертолетостроители вовсю практикуются на инновационном оборудовании. По словам действующих сотрудников авиатехникума, техническое перевооружение учебного процесса прошло более, чем успешно. Довели до ума и капитальный ремонт здания.

Борис Дармаев, заместитель директора по учебной работеГБПОУ СПО «Авиационный техникум»: "Мы, как говорится, это все не приобретали, это приобретал завод и передал нам в оперативное управление. То, что проводили мы модернизацию нашей вычислительной сети, компьютерной техники. Соответственно, структурированная кабельная сеть была создана. Это все было необходимо, чтобы данное оборудование работало в комплексе. Иначе они бы связаться между собой не могли".

Светлана Сокольникова, руководитель научно-методической работы ГБПОУ СПО «Авиационный техникум»: "То есть в конце концов, я говорю еще раз, что с Леонида Геннадьевича начинается просто прорыв этого Авиационного техникума. Именно он сдвинул с мёртвой точки и, действительно, омолодил коллектив педагогический, мы все прошли переподготовку, повышение квалификации. Мы, действительно, только-только начали активно и целеустремленно работать. И конечно, непонятно для всего коллектива, мы все очень переживали".

Роман Холостов, директор по обслуживанию основных фондов «Улан-удэнский авиационный завод»: "Эффект он просто очевиден, качество ребят повысилось. Качество выпускников повысилось. Даже не в рамках Авиационного завода можно рассматривать, что все эти ребята обычные техникумовские. Ребята остаются здесь в народном хозяйстве, в РБ. Поэтому все это практически нарабатывалось на республику. Конечно, я считаю, что заслуга, хвала и честь тому человеку, который это все организовал".

Наталья Дамбаева, корреспондент: "Если Леонида Будаева каким-то невообразимым способом признают виновным, ему грозит до 5 лет лишения свободы и запятнанная репутация. Сухими из воды выходят те, кто подписывал соглашения, проводил проверки и не находил никакого причинения ущерба. Рассмотрение дела уже началось в Железнодорожном суде Улан-Удэ. Мы будем следить за развитием событий".

 

Источник: АТВ
https://www.high-endrolex.com/22