Остались ли рыцари в наши дни?

Остались ли рыцари в наши дни?
29.03.2018 16:54

Осталось ли понятие «рыцарства в наши дни?» Как оставаться мужчиной не только в день 8 марта? Разговор на эту тему поднимает бурятский драмтеатр в новой постановке Олега Юмова «Дон Кихот». Труппа представила необычный микс из стихов Пушкина, провокационных шуток, пародий и даже немного караоке.

Символ чести и немного нелепого благородства - Дон Кихот давно уже перестал быть Испанским. Это мировая классика. Но в основе постановки совсем не Сервантес, а пьеса Булгакова, переведенная на бурятский. Спустя века, кажется, что сама идея бескорыстного служения людям рассеялась как дым, и никто не знает, есть ли еще рыцари на земле. Но люди помнят Дон Кихота, чье имя стало нарицательным. 

Олег Юмов, режиссер: «Если прозаично говорить, это конечно, немножко сумасшествие. В принципе сумасшедший такой блаженный человек. Дерется, но главное то, что он верит в это дело. Он живет в своем фантазийном мире, в своем прекрасном каком-то мире. В мельницах видит чудовищ, в монахах видит злых волшебников». 

Рыцаря печального образа сыграл народный артист республики Баста Цыденов. Это уже четвертая совместная работа с режиссером Юмовым. Говорит, перевоплощаться совсем не просто, легкости не хватает. 

Баста Цыденов, народный артист Бурятии: «В первую очередь он романтик. Может быть, в наше время романтика, я бы не сказал, что она ушла, она временно где-то затаилась. Время заставляет человека быть более практичным, более приспособленным, но, когда придет хорошее время, романтика все равно проснется». 

Создатели сочиняют свой мир. Некую дорогу на сцене в виде барханов и дюн. Герои плутают, встречаются с разными обстоятельствами и миражами. Одна картина сменяется другой, будто сновидения. А вымышленные образы оживают. Режиссер ввел в спектакль даже Дульсинею, которая и в пьесе, и романе физически не присутствует. Ее сыграла молодая актриса Тунгалак  Дашиева. 

Тунгалак Дашиева, актриса Государственного Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева: «Когда ты понимаешь, что нужно сыграть мечту мужчины. Что? Что это значит вообще для мужчины, для героя этой пьесы Дон Кихота быть идеалом этой женщины это и большой ступор, и большой простор. Может быть из какой-то личной жизни пытаться что-то искать. Доя своих мужчин каждая, женщина является Дульсинея Тобольской». 

Она является Донкихоту в платье с 10-ти метровым шлейфом - как раз на всю ширину сцены бурятского театра. Впрочем, блеснуть удается не только костюмами. Сама пьеса дает простор любой, даже небольшой роли. Так забавные лошадь и осел цитируют Омара Хайяма, поют арии и танцуют своевременный стайл. 

Чимит Дондоков, актер Государственного Бурятского академического театра драмы им. Хоца Намсараева: «Это движение просто немного понты наводит, т.е. такой немного понтовый, интеллигентный. Где-то хочет немного «повыпендриваться». 

Комедия неожиданно превращается в трагедию. Человечество лишается своей мечты. 

Наталья Китаева, корреспондент: «Игровой театр по духу. Ритмичный способ существования. А тема понятная каждому. Романтик, верящий в любовь и правду. Его странствия принимают за бродяжничество, отвагу – за безрассудство, а бескорыстие - за безумство. Он живет в своем фантазийном мире, но что бывает, когда у человека отнимают мечту, зрители узнают в финале».