Четверо в фильтре
Закон о муниципальном фильтре был принят еще 2012 г. По логике ее авторов, фильтр должен отсеять тех политиков, которые не имеют реальной политической поддержки в регионе. Проще говоря, неких случайных людей, которых в регионе не знают и не поддерживают. До недавнего времени такая процедура всех устраивала. И если в 2016 позиции КПРФ в Бурятии были еще сильны, что позволяло вполне спокойной пройти процедуру «фильтрации», то сегодня оппозиция играет с правящей партией в одни ворота, и, по всей видимости, может остаться у разбитого корыта. Но они нашли неплохой выход – попытаться заработать на возможном не прохождении муниципального фильтра политических очков.
Алексей Михалев, политолог: «Коммунисты из штаба удачно превратил муниципальный фильтр в инструмент предвыборной борьбы, для зарабатывания очков, для дальнейшей борьбы за Хурал и так далее, вообще складывается впечатление, что, это такой танец вокруг муниципального фильтра, чтобы может быть, дальше, миновать выборы, сделав такой кружок на Севере, от них, и выйти красиво мучениками-героями на выборы в народном Хурале, набрать больше кресел в народном Хурале, и сказать : «Вот нас не выпустили, вот такие мы аппозиционные».
В процессе выдвижения кандидатур произошло парадоксальное – появилось такое понятие, как «сдвоенные» подписи. Причем этот факт подтвердил и Вячеслав Мархаев. Так, корреспонденту «Востоктелеинформ» он заявил следующее.
«Они успели забрать подписи и наших коммунистов. И все те, кого, так или иначе, ввели в заблуждение, затем подписались за меня».
Однако, в Избирком Вячеслав Мархаев все же пришел и все сдвоенные подписи сдал.
Баир Цыренов, депутат Народного хурала Республики Бурятия: «Ну, народ у нас изобретательный, в общем-то. В принципе, я думаю, что кандидаты знали о том, что нужно набрать 7% голосов муниципальных депутатов. К этому заранее готовились. И, в принципе, времени было достаточно. И даже после того, как обнаружили, что у кого-то есть брат, подписал. Его можно было исправить, потому что мы знали об этом уже где-то, ну, неделю с лишним назад до сдачи в избирком подписи. Поэтому это более как поход на характер преднамеренного действия. Я вот сам баллотировался в депутаты, но та не депутатов муниципальных собирали, а избирателей. Но там каждую подпись, в общем-то проверяешь. Но а здесь, в общем-то, носит как характер того, чтобы выйти из игры с красивым лицом».
Бато Багдаев, кандидат на пост главы Республики Бурятия: «Я например, затратил 350 тысяч, 12 тысяч на изготовление подписных листов, остальные - командировочные, расходы нотариуса и так далее. Действительно, в политике что нужно уметь? Привлекать финансовые средства, привлекать людей на свою сторону, общаться с людьми, а находясь где-то там, в Москве, заседая в сенате, сделать это, конечно, невозможно. Эта шумиха, которая поднялась, не без этого, конечно же, это политическая борьба, другое дело, что политики спекулируют на этом, пытаясь заработать какие-то политические очки, выступить в роли обиженных с какой-то дальней целью, возможно, но это на совести этих людей».
Почему же так получилось, что при прочих равных стартовых условиях, три кандидата, принесли необходимое количество подписей по всем правилам. И только один кандидат, команда которого так активно митинговала накануне прямо у дверей Народного Хурала, в итоге не сумел собрать подписи без ошибок.
Алдар Эрдынеев, юрист: «Ну как юрист, я вижу, прежде всего, то, что технология муниципального фильтра на законодательном уровне, она на сегодня не отработана, к сожалению. И, если самой идеей муниципального фильтра в 2012 году конституционный суд высказался достаточно чётко, что такой фильтр должен существовать на губернаторских выборах. К сожалению, есть проблемы и то, во что сейчас превращается муниципальный фильтр в Бурятии, это как раз таки отражение законодательного, ну, безобразия - не безобразия, ну, некоторых нестыковок, это имеет место быть».