https://www.high-endrolex.com/22

В Музее истории Бурятии прошел «живой» урок древнерусского ткачества

В Музее истории Бурятии прошел «живой» урок древнерусского ткачества
16.01.2018 18:48

- Из такой вот шерсти делали ниточки. А как думаете делать ниточку? Нам ее нужно? Прясть ее. Нам ее надо расчесать. Смотрите чесалка - какая вот она. Федосья растрепаны волосья. Смотрите, какая она стала мягонькая. Потрогайте. Мягкая? Да.

Вот так просто и легко девочкам показывали, как в старину из шерсти делали нитки, используя при этом разные виды прялок. А уже из ниток с помощью простых ткацких станков создавали удивительной красоты пояса и ткани. Ольга и Светлана в национальных русских костюмах 17-го века погружали детей в древнерусское ткачество. Оказывается до 19-го века, каждая женщина должна была ткань и шить одежду для всей семьи.

- И мы при помощи того, что мы перебираем ниточку пальчиками вот так вот да, одну вверх, другую вниз. Здесь видите, как мы можем уже получать красивый рисунок.

- Потом когда я сплету до конца, дойду до низу, да. Поучится длинная-длинная здесь половинка. Я размотаю, поверну и начну плести  в другую сторону видите какой крестик получился в серединочке. Вот этот крестик будет по серединке такой рисунок получается. Вот это так плетут на рогульке или на вилочке.

Кто бы мог подумать, что обычная вилочка может быть отличным ткацким станком. Изучив работу разных видов ткацких станков, девочек ждал небольшой сюрприз. Ольга и Светлана приготовили для них настоящий мастер класс - дерганцы. От слова дергать нитки, используя при этом все 10 пальцев. Одновременная работа 10-тью пальцами плюс понимание - в какой последовательности их дергать, чтобы получить нужный узор – все это не так просто как кажется на первый взгляд.  

Ольга Афанасьева, член клуба исторической реконструкции «Живая история»: «Для девочек с точки зрения физиологии и психофизиологии работает мелкая моторика. Это развитие и рук и речевых аппаратов, и головного мозга. Для того чтобы создать узор это нужен определенный склад мышления. Это и какой-то расчет математический. Это и духовное просвещение, потому что мы увлекаемся традицией, ну и в плане прикладной, что каждая девочка может создать руками»

Арина Беляева и Сарана Дармаева, ученицы 4 класса СОШ №32 Улан-Удэ:  

Арнина: Ну как-то мне интересно я всегда хожу на декупаж. Мне интересно плести. Я плету из резиночек. Ну интересно мне.

- А вот плетение из резиночек и плетение из ниток это разные?

- Отличается.

Чем отличается?

- Из резиночек это по одной штучке все плетешь-плетешь, а тут прям несколько ниток и сплетаешь как в косичку.

- Ты бы хотела заниматься этим?

- Да.

Сарана: Вот я тоже хочу как она на декупаж. Мы еще никогда не делали что-то из ниток. А это мы тут впервые делаем так, что мне очень интересно и легко дается. Мне почему-то понравилось очень. Я хочу купить ниток с мамой немного взять и сделать также много-много таких. И создать коллекцию даже.

Желание продолжить изучение процесса ткачества и создать что-нибудь самим – лучшая награда авторам такого урока.

https://www.high-endrolex.com/22