https://www.high-endrolex.com/22

Война в тылу

Война в тылу
08.05.2014 15:29

Сегодня о войне вспоминают не только те, кто принимал участие в военных действиях. Воевали и в тылу. Лозунг “Все для фронта, все для победы” определял линию жизни большинства советских людей. Невозможно переоценить вклад и жителей Бурятии в победу над фашистской Германией. Именно улан-удэнский авиационный завод был одним из поставщиков лучших истребителей на фронт. Слово Наталии Окладниковой.

Нине Иннокентьевне - 86 лет. Свою историю она рассказывала бесчисленное количество раз. Но, каждый раз она сильно волнуется. Когда началась война - ей было всего 13 лет. И она, как многие улан-удэнские подростки, пошла работать на авиаремонтный завод №99.

Нина Ристолайнен , ветеран тыла: «Мы работали в день по 12 часов. Это было для нас привилегией. Старшие товарищи наши не выходили с завода сутками».

Трудились на заводе, как и по всей стране, в основном женщины и дети. Средний возраст рабочих был 17 лет. Оно и понятно, на фронт ушли более 1000 заводчан. Тогда пришлось перестраивать всю систему организации производства, ведь завод впервые приступил к выпуску истребителя Пе-2.

Нина Ристолайнен, ветеран тыла: «Я работала в клеевой мастерской, клеевая мастерская была. Нас было 5 человек. Ну, каждый за себя отвечал. Клей готовили. Клей Ам б3. Смола там, компоненты очень вредные. Мы опухали , рядом работали друг друга не узнавали».

А с февраля 43 года завод начал делать легендарную машину конструктора Лавочкина Ла-5. Именно на этом истребителе герой Советского Союза Иван Кожедуб сбил 62 фашистских самолета. Историю войны и победы теперь хранит музей авиационного завода. Знаменитый “ишачок” И-16, Пе-2, Ла-5, а в 44 году начался выпуск самолетов Ла-7.

Андрей Чирков, начальник административного отдела УУАЗ: «До конца войны этот самолет никто не мог превзойти в мире. Все его боялись, и все его отчасти стеснялись. Потому что этот самолет в небе по своим характеристикам мог выполнять любые фигуры высшего пилотажа. Он был достаточно быстрым и уходил от многих немецких самолетов того же времени.

Всего завод выпустил 249 самолетов ЛА-7, 283 Ла-5. Сегодня сложно представить, как такое было возможным. Удивительно и то, что сегодня на заводе до сих пор работает 2 станка тех, военных времен. Американский Нортон и немецкий КЁленберг. Правда трудятся на них теперь уже совершенно другое поколение. Сергей моложе своего станка в 3 раза, но это не мешает ему обращаться с машиной ласково и на “ты”.

Сергей Нурматов, шлифовщик УУАЗ: «Да. Любя. Ласточка там, моя хорошая, прихожу, говорю, что скучаю, что день начался и мы понимаем друг друга с полуслова».

У Сергея, как и у многих коллег по цеху особое отношение к 9 мая. Потому что он работает там, где ковалась победа. И он обязательно пойдет 9 мая на парад и поздравит ветеранов.

Нина Ристолайнен, ветеран тыла: «9 мая. Я, знаете, как отношусь, я на колени встаю. Я благодарю, встану на колени, помолюсь, скажу господи, это ж День Победы, Это позволяет людям дальше жить радостней и счастливей». 

Источник: ATB
https://www.high-endrolex.com/22