"Дела фармацевтов": Финансово-родственные узы на одном из госпредприятий Бурятии

"Дела фармацевтов": Финансово-родственные узы на одном из госпредприятий Бурятии
14.02.2018 17:43

Коррупция или набор случайностей? Телекомпания АТВ начинает публичное расследование запутанного "дела фармацевтов". Предыстория: в марте 2014 года Улан-Удэ облетела новость, что депутата народного Хурала и по совместительству директора госпредприятия «Бурятфармация» Ханхая Монголова задержали, а позже и арестовали. Ему предъявили обвинение в растрате и даче взятки чиновникам из министерства здравоохранения республики. По данным следствия, общая сумма взяток, с 2011го по 2013й годы - около 900 тысяч рублей. Та история закончилась довольно мирно – Ханхай Монголов возместил ущерб, выплатил штраф, лишился статуса депутата и ушел в публичное небытие. Там он и оставался до 1 февраля этого года. Когда на «Бурят-фармации» сменился директор.

1 февраля 2017 года размеренную жизнь крупнейшего фармацевтического предприятия нарушил визг болгарки – по поручению нового гендиректора с приставкой «ио» вскрывали дверь директорского кабинета.

Баир Цыренов, ио генерального директора ГП РБ «Бурят-фармация»: «Во первых, я назначен приказом министра здравоохранения исполняющим обязанности. Меня сюда привезли, представили. Приехали, а ключей нет. Значит, на любом режимном объекте должны быть запасные ключи. Ключи либо потеряны, либо специально изъяты. Поэтому вынуждены были открыть первую дверь. Первую дверь открыли, когда увидели, что опечатано, не стали вскрывать».

В СМИ появилась информация, что Баир Цыренов – родственник Ханхая Монголова. Если быть точнее – зять.

Татьяна Петрова, главный бухгалтер ГП РБ «Бурят-фармация»: «Была некоторая неясность, каким именно он родственником является Ханхай Пурбоювичу. Он уточнил на первом планерном заседании, что является супругом троюродной сестры».

Баир Цыренов, ио генерального директора ГП РБ «Бурят-фармация»: «Что такое «родственник» и «троюродной сестры»? У нас в Бурятии много родственников. Во-первых, у меня супруга четвероюродная, во-вторых, если в нашем фармсообществе народу не очень много, и если я провизор, что у меня дорога закрыта стать руководителем фарм-предприятия?»

Казалось бы, что мы до родственных связей придираемся? Но семейные отношения и есть камень преткновения в этой истории. Истории того, как госпредприятие хотят заставить работать на благо одного клана.

Татьяна Петрова, главный бухгалтер ГП РБ «Бурят-фармация»: «В то время, когда Монголов Ханхай Пурбуевич еще работал гендиректором государственного предприятия «Бурят-Фармацея», он создал ООО «Фармация Бурятии», тот же набор слов, только в другом порядке. На эту компанию он оттянул часть опта, который ранее принадлежал весь ГП «Бурят-фармация»».

После того как на госпредприятии меняется руководство, новый гендиректор добивается, чтобы по решению суда компания-клон Монголова была переименована.

Татьяна Петрова, главный бухгалтер ГП РБ «Бурят-фармация»: «Они были переименованы в ООО «Байкалмедфарм». На сегодняшний день есть две компании – «Байкалмедфарм» и «Байкальская Фармацевтическая компания», которые являются, точнее, являлись нашими конкурентами в части опта».

Очень важная оговорка. Именно «являлись».

Итак, есть три компании Бурятии, которые владеют лицензией на оптовую поставку лекарственных препаратов. Они сейчас покрывают 80% рынка республики.

Госпредприятие «Бурят-фармация», ООО «Байкалмедфарм» -детище Ханхая Монголова, в прошлом называлась ООО «Фармация Бурятии» и перебивала подряды госпредприятия, а также относительно молодая фирма «Байкальская фармацевтическая компания»

В трех компаниях из трех среди руководителей или учредителей - близкие родственники Ханхая Монголова. Так, в «Байкалмедфарме» - из 8 учредителей двое – родные Брат и сестра Ханхая Монголова, причем в совокупности у них 57 % доли в обществе.

51% доли «Байкальской фармацевтической компании» принадлежит другому зятю Ханхая Монголова – мужу племянницы Ширапову Цырен-Доржо Сергеевичу. А гендиректором был наш герой Баир Цыренов. В редакции есть копия договора на поставку лекарства от 30 января 2018 года, подписанное им лично.

Баир Цыренов, ио генерального директора ГП РБ «Бурят-фармация»: «Это рынок. Если это было бы в советское время и занимались бы поставками по линии государства, то было бы одно. Сейчас рынок, я не могу сразу сказать, что мы взяли и все забрали. Тогда была бы монополия и все».

- Сейчас есть три компании, в которых либо учредители, либо руководители которых являются родственниками

- Ну это ваша информация, я так не считаю.

Пока Баир Цыренов в беседе с нами отрицает крепкие финансово-родственные узы, на собраниях с коллективом он говорит о том, как он видит будущее госпредприятия.

Татьяна Петрова, главный бухгалтер ГП РБ «Бурят-фармация»: «На первой планерке он сделал заявление, что предприятие будет реорганизовано, он, конечно, не говорил в какую форму собственности, но ранее нам стало известно, что это будет какое-то бюджетное учреждение, а бюджетное учреждение означает, что оно не будет заниматься оптовой торговлей».

Не трудно догадаться, что от такого кульбита «Бурят-фармация» проиграет, а два других оптовых поставщика, аффилированные с Монголовым спокойно будут делить господряды на снабжение медучереждений республики препаратами.

Татьяна Петрова, главный бухгалтер ГП РБ «Бурят-фармация»: «Из чего можно сделать вывод, что конечным бенефициаром является Монголов Ханхай Пурбуевич, поскольку бизнес изначально основывал он».

Баир Цыренов, ио генерального директора ГП РБ «Бурят-фармация»: «Если я являюсь зятем, это не значит, что я должен быть куда-то назначен. Я такой же человек, как и все. Имею право работать?»

Право работать, безусловно есть. Правда мы оставили за рамками материала еще несколько фирм и историй о Ханхае Монголове и его семье. Мы будем пристально следить за судьбой госпредприятия.