https://www.high-endrolex.com/22

Худсовет или худзапрет?

Худсовет или худзапрет?
05.04.2017 18:19

 В театры возвращают худсоветы? Накануне народные артисты России: Юрий Соломин, Олег Басилашвили и Татьяна Доронина предложили вернуть худсоветы в театры. В качестве аргумента приводится тот факт, что в недавно опубликованный список «эффективных» московских театров вошли только репертуарные театры. Помнят ли авторы идеи, во что превращался контроль за искусством в СССР? Каким будет худсовет XXI века: элементом цензуры или же необходимой для общества преградой на пути пошлости и халтуры на сцене?

 Споры о необходимости возвращения худсоветов разделили театральное сообщество. Кто-то считает, что эта давно назревшая необходимость, кто-то утопией и возвращением к жесткому диктату. Однако некие советы при театрах существуют и сегодня. Они создаются для решения внутренних вопросов или художественных задач. Вот только их функции сильно отличаются от тех, что были в 60-е или 90-е. По словам Анатолия Баскакова, тогда это был первый мощный фильтр.

Анатолий Баскаков, художественный руководитель Молодежного театра: «Это был первый фильтр театра, который фильтровал, чтобы, не дай Бог, чего-то там куда-то не вышло. Он контролировал не внутреннюю жизнь театра на благо ему, а скорее идеологическую. Но художественный совет – это изменение политики, потому что совет от слова «мы хотим посоветовать»? Вот любой человек может прийти, можно вам посоветовать, советуйте. Но функции руководства художественный совет не имеет на сегодняшний день, слава Богу. А если ему хотят вернуть функции подписи: худсовет постановил, изволь подчиниться – вот тогда это карающий и антидемократический и какой хотите».

 Похожие разговоры велись около двух лет назад. Тогда после премьеры оперы «Тангейзер» в Новосибирске, ее противникам удалось добиться закрытия постановки. Социальные сети скандал разнесли на всю страну: театр – это не церковь, здесь другие законы. И можно ли добиться чего-то хорошего путем запретов?

Тадас Монтримас, режиссер Театра им. Н. Бестужева: «Это не худсовет, это худзапрет. И если такое делается, я не понимаю тогда. Мне кажется, искусство - это как раз то место, где должна быть свобода, где чиновники должны смотреть на отражение жизни, увидеть себя. Театр - это отражение жизни и в буквальном смысле, и если это происходит в жизни, то почему нам закрывать глаза и жить среди бабочек, как будто мы все поем, все счастливы, если так нету? И мне кажется, если жизнь такая, то надо про это говорить, потому что театр поднимает вопрос: вот посмотрите, как мы живем. А вам так нравится или надо что-то менять и мне кажется, в таком смысле искусство имеет право быть».

Между тем сегодня многие депутаты и корифеи искусств давно требуют ввести цензуру в кино и в музыке. Так, в середине марта  в российских кинотеатрах начался прокат долгожданного кинофильма «Красавица и чудовище» с Эммой Уотсон в главной роли. В России диснеевский мюзикл получил рейтинг 16+, поскольку незадолго до премьеры режиссёр ленты сообщил о нетрадиционной ориентации одного из персонажей. В результате многие зрители отказались вести на сказку своих детей.

Наталья Китаева, корреспондент: «В советское время для деятелей культуры худсовет был настоящим чистилищем. И теперь, когда возникла мысль их возродить, начались ожесточенные споры. Кто они, члены худсовета, душители идей или те, кто оберегает культуру от бездарности? Сказать однозначно сложно. Однако в одном эксперты уверены точно, путем запретов в искусстве ничего не добьешься, а, значит, от худсоветов толку не будет».

https://www.high-endrolex.com/22