https://www.high-endrolex.com/22

Тлеющая проблема

Тлеющая проблема
24.09.2015 17:25

Пожары потушены, рапортуют чиновники и ответственные ведомства. Но так ли это на самом деле? Действительно, лесные пожары удалось ликвидировать, но вскрылась еще одна «тлеющая не первый год проблема». По информации Гринпис в Кабанском районе действуют 25 очагов торфяных пожаров. Почему чиновники не спешат докладывать о ситуации и тушит ли торфяные запасы МЧС, выясняла Оюна Очиртарова.

Недавно Бурятию посетили добровольцы «Greenpeace». Специалистов по тушению торфяных пожаров пригласили дать мастер-класс и показать, как эффективно бороться с огнем. В течение 3-х дней гринписовцы пробыли в Кабанском районе и провели обследование основной площади торфяников. По их информации, сейчас торф активно тлеет на площади около 1000 гектаров, а площади, пройденные торфяным пожаром еще больше.

Григорий Куксин – руководитель противопожарной программы «Гринпис России» (г. Москва):

- Впечатления сильные, мягко говоря, таких площадей таких пожаров торфяных, на которых никто не работал и не пытался их всерьез тушить, мне в России еще не попадалось за последние 15 лет, что мы торфяными пожарами занимаемся, и в разных регионах тушим. То есть ситуация очень сильно запущенная, но здесь справедливости ради надо отметить, что Бурятия до последних лет практически не сталкивалась с проблемой торфяных пожаров.

Глава Кабанского района, нам рассказал, что с пожарами борются не первый год. Республика в этом году выделила 10 миллионов на тушение торфяных залежей, но этих средств недостаточно.

Сергей Савватеев – глава Кабанского района:

- Если бы мы в течение, начиная с весны не занимались этими делами, то у нас бы практически на сегодняшний день весь Кабанский район был в дыму. У нас постоянно работают, вот на сегодняшний день, на территории Кабанского района 2 подрядные организации, которые занимаются конкретно тушением торфяных пожаров.

- Скажите пожалуйста, а почему тушат подрядные организации?

– А кто еще должен?

- То есть, торфяными пожарами занимается именно муниципалитет?

- Ну, получается, что на нас возложили эту обязанность. Мы занимаемся.

Андрей Бородин – координатор общественного штаба:

- По моей последней информации, было принято соглашение, что организацией работ по тушению этих пожаров будет заниматься министерство природных ресурсов республики Бурятия. Соответственно, оно выделяет финансирование на муниципальное образование «Кабанский район» и уже администрация Кабанского района распределяет эти деньги через торги, заключение контрактов по тушению пожаров. И получается, что в настоящее время, что оперативного руководства по контролю, кроме подрядной организации, которая там работает, видимо, к сожалении, нет. И поэтому ситуация такая, достаточно запущенная.

Тушить торфяные пожары очень сложно и трудоемко. По технологии, торф заливают водой, а затем перемешивают в своеобразную кашу. Понятно, что сил и средств у района, недостаточно. От министерства природных ресурсов мы так комментария и не дождались. Но почему не помогают специально созданные ведомства? В пресс-службе главного управления МЧС по Бурятии нам сообщили: торфяные пожары не их прерогатива. Они тушат только там, где есть угроза населенным пунктам. Получается, что падающие на федеральную трассу деревья и ядовитый дым, по логике ведомства, угрозы не несут. Но в Гринпис уверены, тушить торфяники прямая обязанность МЧС.

Григорий Куксин – руководитель противопожарной программы «Гринпис России» (г. Москва):

- Поскольку горит в основном не территория лесного фонда, горят сельскохозяйственные земли, земли поселений, то за тушение этих пожаров, всех пожаров, кроме лесных, практически в этих местах отвечает субъект, то есть республика Бурятия. И МЧС заключило соглашение с республикой о том, что за республиканские деньги берет на себя организацию тушения всех пожаров, кроме лесных. Вот все, что горит не в лесном фонде, это совершенно точно прямая зона ответственности МЧС, точно также как и населенные пункты. То есть отказ ехать тушить торфяные пожары - это то же самое, юридически, что отказ ехать тушить горящий дом.

Подтверждает это и агентство лесного хозяйства.

Александра Егорова – пресс-секретарь республиканского агентства лесного хозяйства:

- Эти торфяники находятся на федеральных землях и землях сельхозназначения, то есть, соответственно, там должны тушить определенные противопожарные службы, которые закреплены за этими землями, в чью зону ответственности входят эти земли.

На сайте лесного форума Гринпис активно обсуждается ситуация с торфяниками в Бурятии. В частности руководитель лесного отдела Гринпис России, Алексей Ярошенко, пишет, что, скорее всего, решение ничего не делать было принято на самом верхнем уровне.

Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России:

"Владимир Пучков, вместе с главой Бурятии Вячеславом Наговицыным на самолете-амфибии Бе-200 совершил облет Кабанского, Баргузинского и Прибайкальского районов, на территории которых складывалась наиболее сложная лесопожарная обстановка".

Не заметить огромный массив горящих торфяников с воздуха практически невозможно, поэтому министр Пучков наверняка был осведомлен об этой чрезвычайной ситуации (если нет - то все его облеты можно считать бессмысленным расходованием средств). Остается предположить, что он (министр) был в курсе, и сознательно решил не исполнять возложенные на его министерство полномочия.

Гринпис уже обратился генеральную прокуратуру, с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Как отмечают добровольцы, которые находились на тушении торфяников, в Бурятии пока нет понимания всех масштабов проблемы.

Солбон Санжиев – председатель общественной организации «Буряад Соел», координатор общественного штаба по тушению пожаров:

- Я впервые находился на торфяных пожарах, первоначально, конечно, казалось что такого, торфяные пожары и так далее. Но когда мы начали понимать суть вопроса, то картина ужасающая. При горении торфяных пожаров уничтожается весь земляной слой. Поэтому возможно, что многие не понимают уровень последствий таких пожаров.

Запасы торфа тлеют не первый год, но этой весной ситуация обострилась. В первую очередь это связано с небывалой засухой. По словам специалистов, потушить пожары этой осенью уже не получится, и скорее всего они сохранятся до весны. Тогда же и предстоит основная битва с огнем.

Григорий Куксин – руководитель противопожарной программы «Гринпис России» (г. Москва):

- Если мы осенью успеем подготовить места забора воды, места удержания воды, построить плотины, чем сейчас и занимается администрация района, то весной при помощи пожарных, при помощи лесников, при помощи добровольцев можно будет оставшиеся очаги дотушить и тогда эта проблема не перейдет в следующий пожароопасный сезон. Если мы этого не сделаем, не справимся, то от этого горящего торфа снова загорится трава, снова загорятся леса вокруг. Это будет новый источник масштабных пожаров, в том числе вокруг Байкала.

Солбон Санжиев – председатель общественной организации «Буряад Соел», координатор общественного штаба по тушению пожаров:

- Торфяники могут начинать тлеть уже с 40 градусов, и температура доходит практически до 700 градусов. По словам представителей «Гринпис», на сегодняшний день по Бурятии огромное количество торфяных пожаров, которые если на сегодняшний день не затушить, на будущий год будет, во-первых, очень сложно их затушить, масштабы, конечно, будут в десятки, сотни раз больше, и последствия больше будут.

Больше будут и последствия и ущерб. Сейчас, по предварительной оценке, ущерб, который нанесен только почвам, составил более 600 млн. рублей. 

Источник: АТВ
https://www.high-endrolex.com/22