В Иволгинском дацане возрождают буддийскую литейную традицию

В Иволгинском дацане возрождают буддийскую литейную традицию
20.03.2019 11:01

Возрождение древних бурятских ремесел набирает обороты. В Иволгинском дацане работает литейный цех «Эрхим Дархан». Единственный на весь дальневосточный округ. Здесь изготавливают буддийскую атрибутику и светскую скульптуру.

Елена Гармаева, корреспондент:

- У бурят с древности высоко ценились кузнецы. Есть даже целые бурятские рода тех, кто может подчинить себе любой материал.

Дархан угтай» - так называли людей, которые принадлежали к кузнечным родам. Жаргал Чагдуров - потомок такого рода. Его прадед был известным кузнецом. Сам Жаргал уже 5 лет работает мастером и оттачивает свой дар. 

Жаргал Чагдуров, мастер:

- Здесь полностью от маленьких изделий ювелирных дорос до полноценной скульптуры из бронзы. Сам по себе материал нравится, из металла делать. Сам материал мне нравится делать, драгоценный металл. Цветные металлы.

Искусные мастера работают по традиционным технологиям, которые появились еще в древней Индии. Ведь изготовление скульптур и статуй Божеств буддийского пантеона требует особых знаний, которые передаются из уст в уста. По мнению Чимит ламы, художественного руководителя «Эрхим Дархан», их литье более точное, и они хорошо отливают тонкие детали, подобной мастерской больше нет во всем дальневосточном округе. 

Чимит лама, художественный руководитель литейного цеха «Эрхим Дархан»:

- В литейном цехе как мы работаем. Основных три этапа. Это работа восковки, литья и уже обработка металла. Три этапа. До этого есть лепка, автор сам придумал скульптуру и потом уже идет этот процесс.

Сначала мастер создает модель из воска, где отображается каждая мелкая деталь. Работа настолько кропотливая и мелкая, подобна тому, как тульский Левша подковал стальную блоху. 

- Сейчас мы подошли к мастеру-восковщику. Вот его работа, доделанный Будда. Можете заметить то, что в воске дорабатываем до идеала. Что касается буддийской скульптуры. Здесь соблюдается канон, пропорции, орнамент. Все до идеала мы должны довести в воске. Вот как здесь вот. После этого отдают литейщику.

Готовые восковые скульптуры вешают на, так называемую, «елку» и заливают ее гипсом, затем в печи под определенной температурой воск плавится и вытекает. В образовавшуюся полую часть заливают бронзу. Литейный цех оснащен оборудованием мирового уровня.

- Вот эта печка. Здесь мы раскаляем воск. Сами «елки» сюда помещаются. Греем гипс формовочный. Воск вытекает здесь вот, готовятся сами формы для бронзы. Потом вот переносится сюда. Вот это вот сама литейная машина. Металл плавится здесь вот. Здесь мы смотрим, как оно уже расплавилось. Узкий, сюда отливаем.

После того, как скульптура отлита в бронзе, она попадает в руки чеканщикам. 

- Вот мы видели в воске, уже в металле отлитый в процессе обработки. Чеканщики сидят и полируют ее. Доводят все до идеала. Вычищают, где-то какой орнамент не пролился и вот выбивают чеканом. Вот такая обработка металла. Вот выглядеть будет вот так. Сверху потом после полировки будет озолочение.

Сочетание древних традиций с новыми технологиями позволяет тиражировать буддийские и светские скульптуры, то, что раньше было в единственном экземпляре. Мастерская «Эрхим Дархан» регулярно проводит конкурс эскизов, лучшие из которых приобретают форму в руках скульпторов и чеканщиков.