В Бурятии торгуют омулем даже во время нереста

В Бурятии торгуют омулем даже во время нереста
01.11.2018 20:11

Запрет им не писан. Речь о браконьерах и их пособниках – торговцах, которые сбывают незаконно добытый омуль. Купить его можно запросто – есть он и на рынках, и на оптовых базах. Особо продвинутые продавцы создают группы в мессенджерах, где предлагают купить свежую рыбу по сходной цене.

Татьяна Краснопеева состоит в группе в вайбере, которая называется просто и без затей «рыба/мясо». Продают тут и говядину, и птицу, а также рыбу всех мастей. В том числе омуль и омулевую икру.

Татьяна Краснопеева, житель Улан-Удэ:

- Ну брала и в том году и в этом брали. Триста рублей за килограмм. Дороговато продают, будто сами е вырастили. Все берут, спрашивают, спрос большой.

В этой группе как минимум двое предлагают купить свежий омуль. Если покупать свыше пяти килограммов, то рыбу привезут на дом. За доставку возьмут двести рублей. Если покупать меньше пяти килограммов, то забирать рыбу придется самому с Бурвода.

- Здравствуйте, я бы хотела купить омуль. Это возможно?

- Сегодня нет, завтра-послезавтра только.

- А когда вам можно перезвонить и купить?

- Это ваш номер телефона?

- Да.

- Давайте я вам перезвоню в течение дня.

- А сколько стоит килограмм?

- Двести пятьдесят.

- Здравствуйте, я бы хотела купить омуль. Это возможно?

- Сегодня нет. Завтра-послезавтра.

- А почему только завтра?

- Ну, они рыбачат. Не всегда же они ходят. Они на два дня только рыбачить уходят.

- А точно рыба будет для мен? Мне надо несколько килограммов. Как быстро его разбирают?

- Конечно, берут быстро. В обед позвоните.

С Татьяной продолжаем эксперимент на оптовой базе Буркопсоюза. Пробуем купить омуль в рыбных павильонах. В одном ларьке омуля нет, но добродушный продавец подсказывает, где можно купить и свежий, и копченый и соленый.

- Ни икры, ни омуля?

- Вам сколько и какой? Знаю, где можно найти. Рынок «Крестьянский».

- Омуль есть?

- Дверь, пожалуйста, закрывайте.

- Сколько вам.

- А почем?

- Четыреста двадцать.

- О! Что-то дороговато. Мы по триста пятьдесят видели.

- А чей омуль?

- Посольский.

- Нужно заказывать или сейчас есть?

- Есть.

В МВД Бурятии говорят, на охрану нерестового омуля полицейские бросили все силы. Привлекли даже спецподразделение Росгвардии ОМОН. Вооруженные сотрудники служат подкреплением для инспекторов рыбоохраны, которые живут в палаточных лагерях, денно и нощно патрулируя Селенгу.

Всего в рамках спецоперации «Путина» сотрудники полиции из незаконного оборота изъяли четырнадцать тысяч хвостов омуля, восемьдесят шесть сетей и двадцать две лодки. Завели больше ста уголовных дел. Наказывают и тех, кто торгует рыбой – семнадцать человек получили штрафы.

Ирина Бурьян, сотрудник пресс-службы МВД Бурятии:

- Полицейскими проведено семьдесят три рейда по пресечению незаконной торговлей рыбой. К административной ответственности привлечены семнадцать граждан. Установлено двенадцать фактов незаконного приобретения нерестовой рыбы. Кроме этого оперативники выявили три факта хранения омуля. В общей массе почти тонна, добытого нелегально в Кабанском и Баргузинском районах.

Саян Будаев, инспектор Управления ГИБДД по Бурятии:

- Сотрудники госавтоинспекции проверили более трех тысяч единиц транспортных средств. В рамках данной операции было изъято более четырех тонн омуля. Большая часть изъятого омуля это в Кабанском районе. Таких фактов сорок шесть.

Инспектор Олег Черниговский сейчас патрулирует Большую речку. Туда с рыборазводного завода, расположенного в Кабанском районе, выпускают отнерестившегося в садковых базах омуля. Олег рассказывает, местные жители с самодельными сачками и сетями выходят на нелегальный промысел даже днем. Нередко рыбачить отправляют детей.

Олег Черниговский, старший государственный инспектор Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства:

- Там же кусты, коряги. Местные жители в них ориентируются хорошо. То есть запрятались, рыба идет по мелководью и они этими сачками ее пытаются изловить. Если бы побольше было сотрудников милиции проставить здесь, тогда бы результат. И они бы уже не лезли. А нам они физической расправой угрожают, у нас ни оружия ничего.

- Полиция говорит, что они вам помогают.

- Ну, вы видите хоть одного здесь сотрудника?

Олег Черниговский говорит, мало того, что межведомственное взаимодействие не всегда отлажено, так еще и самих инспекторов не хватает. Вместо ста двадцати в рыбоохране служит восемьдесят человек. Специалисты не идут на работу в Росрыболовство из-за маленькой зарплаты. А те, что еще держатся за свое место, работают либо в спайке с браконьерами, либо честно, но на голом энтузиазме.

Олег Черниговский, старший государственный инспектор Ангаро-Байкальского территориального управления Росрыболовства:

- Нужно, во-первых, обеспечивать государственную рыбоохрану средствами связи, оружием, инвентарем, продуктами питания.

Беспомощная рыбоохрана и лазейки в законодательстве позволяют ушлым людям добывать омуль и наживаться на нём. По закону ловить, а потом продавать эту рыбу разрешено только эвенкийским общинам. Государство выделяет им немаленькую квоту - пятьдесят пять тонн. Это при том, что в прошлом году квота для всей промышленности составляла сто шесть тонн. Но весь фокус заключается в том, что по закону стать членом общины может человек любой национальности. Поэтому сейчас в Баргузинском и Северобайкальском районах браконьеры массово записали себя в эвенки.

Анна Зуева, корреспондент:

- Эксперты говорят, не разрешать - так всем. Поэтому надо запретить ловить, а потом сбывать омуль и эвенкам. А в качестве сатисфакции платить им денежную компенсацию. Ужесточить наказание - с административного на уголовное - нужно и для тех, кто попался с омулем. Причем неважно браконьер это, торговец или даже рядовой покупатель, купивший два хвоста на рынке. Все они звенья одной преступной цепи, не разорвав которую, омуль не сберечь.