Учёные из МГУ бьют тревогу - Байкал зарастает микропластиком

Учёные из МГУ бьют тревогу - Байкал зарастает микропластиком
21.06.2018 20:44

Неприятный сюрприз от науки. Московские учёные нашли пластик в байкальской воде. Много пластика. Результаты исследования поразили экологов. Байкал всего лишь в 11 раз чище самого грязного водоёма в мире. Так можно ли считать байкальскую воду безопасной для человека и как спасти само озеро?

Мусором на Байкале уже никого не удивишь. Даже учёных. А как насчёт микромусора? Точнее, микропластика. Нерастворимых кусочков размером до 5 мм. Сколько их в якобы чистой байкальской воде? В прошлом году учёные МГУ взяли пробы на семи участках побережья озера. В этом году – шокировали результатом.

Самым чистым оказался малонаселённый участок восточнее посёлка Танхой. 14 000 кусочков пластика на квадратный километр воды. Почти в 4 раза больше – в районе Бабушкина. Немногим меньше пластика в воде возле нового Энхалука. Мало населения, но много туристов, плюс дельта Селенги рядом.

Евгения Геранина, корреспондент: «Всё, что попало в Селенгу, рано или поздно окажется в Байкале. В воде пластик через какое-то время разрушится, но бесследно не исчезнет. Микрочастицы заглотит планктон и рыба, которую потом мы с вами едим. Кроме того, на поверхности микропластика могут собираться бактерии и разные водоросли. В том числе, та самая сине-зелёная. А мы ещё удивляемся, почему же Байкалу так плохо?»

Изучили ещё не все пробы. Но пока, по мнению учёных, Байкал всего в полтора раза чище, чем североамериканские Великие озёра. И всего лишь в два раза чище Женевского озера. А людей там живёт в разы больше. Но главное, самое грязное место в мире – Тихоокеанское «мусорное пятно» грязнее Байкала всего в 11 раз.

Михаил Колобов, старший научный сотрудник кафедры Гидробиологии МГУ: «Сам по себе микропластик не опасен для человека. Но трудно представить, чтобы мусор состоял только из одного безвредного пластика, без органических отходов, стиральных порошков, токсичных тяжелых металлов, нефтепродуктов и прочих отходов. Многие из этих веществ трудно обнаружить. Они могут быстро разрушаться, но успевают нанести вред. Можно предположить, что Байкал уже не является уникальным оазисом чистоты».

Евгений Кислов, председатель Комиссии по экологии и природным ресурсам Общественной палаты Бурятии: «Мы тоже несколько лет назад брали пробы, причём брали пробы не из Байкала, а из Горячинского источника, и тоже были поражены большим количеством микропластика в этих отложениях. На самом деле, человек настолько мощное воздействие оказывает на окружающую среду, что оно повсеместно. Даже если есть места, где не ступала нога человека, там все равно можно найти отходы его жизнедеятельности, которые переносятся воздухом, водой».

Микропластик может разрушаться, обрастать водорослями, опускаться на дно. Но процесс долгий. Всё, что уже накоплено в Байкале, в ближайшие годы никуда не исчезнет. Не исчезнут также с его берегов ни люди, ни промышленные предприятия. Какие бы законы не вводились, ни те, ни другие не станут абсолютно стерильными.

Учёные видят один выход – искать компромиссы и минимизировать ущерб. Но пока что токсичным пластиком мы травим не только озеро, но и себя. И даже не замечаем этого.

Про вред одноразовой посуды знают все. Но мало кто знает, обычный полиэтиленовый пакетик или любимый пластиковый контейнер несут ещё больший вред. При нагревании из любого пластика выделяются канцерогены. Они легко попадают в пищу, а вместе с ней – в наш организм.

Сергей Разницын: «А что делать? Времени нет, работы полно. Надо как-то успевать есть. Вот и беру, что можно быстро подогреть, скушать».

По словам врачей, в 9 случаях из 10 первопричиной онкологических заболеваний является не генетика, а внешние факторы. В том числе, те самые канцерогены – вредная пища, бытовая химия. Пластик может стать той самой последней каплей.

Анна Нагаслаева, заведующая Центром здоровья Республиканского центра медицинской профилактики: «Если вы кушаете дома, желательно иметь посуду керамическую или предпочтительнее стеклянную, жаропрочную. Если вы куда-то идёте с детьми на отдых, и нужно что-то купить перекусить ребёнку, то можно попросить продавца, и я тоже так делала, предложить разогреть пирожок тот же самый печёный на бумажной тарелочке или в бумажном пакете».

Компромисс между Байкалом и людьми с его берегов можно найти, если дать пластику шанс на вторую жизнь. Вторсырьё сюда привозят каждый день, из собственных пунктов приёма, и много из районов. Клиенты выручают до 15 рублей за килограмм. Но главное – вносят свой вклад в сохранение чистых берегов.

Юлия Нимаева, заведующая базой компании по приему вторсырья: «Привозят пластиковые бутылки, пэты, газировка, пивные бутылки, канистры пластиковые привозят, корзинки китайские цветные из-под фруктов. Дальше мы перерабатываем. Прессуем в тюки, отправляем на переработку на заводы. И часть пластика дробится в гранулы и тоже отправляется для дальнейшей переработки. То есть, безотходное производство».

Правда, пока это всё – капля в море пластика. И единицы ответственных. Обязательного для всех и при этом выгодного для населения тарифа на сортировку нет до сих пор. Прежний удивлял своим абсурдом – стоимость утилизации отсортированного мусора была почти в 4 раза выше, чем просто вывоз на свалку.

Алексей Тулонов, начальник отдела Комитета городского хозяйства администрации Улан-Удэ: «Конечно же, кто-то привозил на сортировку, но все-таки большой поток уходил на полигон. Конечно, если бы был установлен тариф для всех, наверное, ситуация была бы переломлена».

Так будет ли она переломлена? Впервые учёные заинтересовались микропластиком ещё 60 лет назад. Неспроста. Каждый год в мире производится 300 миллионов тонн пластика. Десятая часть оказывается в воде. Байкал имеет собственную уникальную систему самоочищения. Но безграничны ли возможности озера? Ведь если она сломается, Байкал тоже станет таким.