https://www.high-endrolex.com/22

«Мусорная» проблема Бурятии: есть ли решение?

«Мусорная» проблема Бурятии: есть ли решение?
27.04.2018 19:30

Первым в Бурятии региональным оператором по сбору и утилизации мусора стала иркутская компания. УФАС России оставила без изменения итоги конкурса. Теперь именно предприятие «ЭкоАльянс» отвечает за всю цепочку утилизации отходов - от вашего мусорного ведра до полигона. Найдёт ли новый игрок решение старой мусорной проблемы, и как эти перемены отразятся на жителях?

Песок, чайки и море ... мусора. Урочище "Березняк", Нижний Саянтуй. Это единственный на весь Улан-Удэ полигон твёрдых бытовых отходов. Каждый день он пополняется почти на 70 тысяч вот таких пакетов с мусором. Обе чаши уже вместили в два раза больше, чем было положено. Места осталось всего на полгода. А что потом?

Три года назад на смежном участке решили построить ещё одну чашу. Её бы хватило на несколько лет. Даже нашли 2,5 миллиона, провели конкурс, выбрали подрядчика проекта. Все усилия похоронил новый федеральный закон - он сменил ответственных за работу с отходами.

Алексей Тулонов, начальник отдела Комитета городского хозяйства администрации Улан-Удэ: «В тот момент, когда мы всё это проводили, мы не знали, что закон, конечно, вступит и с 1 января вступает закон. Получается, полномочия не наши. И администрация города была вынуждена расторгнуть договор».

На этот же закон кивают все районы республики - крупных несанкционированных свалок 350. На их ликвидацию нужно 6 млрд рублей. На местах разводят руками и расписываются в беспомощности - нет ни денег, ни полномочий.

Евгений Кислов, председатель комиссии по экологии и природным ресурсам Общественной палаты: «Наносится, конечно, урон большой, потому что любая свалка – это развеивание мусора, это поступление продуктов его разложения в грунтовые воды. Грунтовые воды – это питьевая вода и речные воды. Все в конечном счете идёт в Байкал».

Один простой пример. Прибайкальский район. Лес за селом Горячинск. 200 метров до берега Байкала. Местные признаются, свалка на этом месте была много лет. Недавно её официально закрыли. Но отходы продолжают сбрасывать. Кто? Местные жители? недобросовестные предприниматели? Официальные сборщики мусора? Или все сразу?

- Местное население всегда возило туда. Года два назад выиграли тендер. И вывозят они, а куда вывозят, а даже не скажу. Строят, допустим, не будут убирать же в такую машину. вывозят на своих машинах, нанимают, и всё вывозят туда.

Вот самые главные болевые точки. Эти свалки наносят наибольший вред Байкалу. Данные Байкальского управления Росприроднадзора. Своя интерактивная карта свалок есть и у общественников. Проект год назад запустил общероссийский народный фронт. сообщить о свалке мог каждый житель, после проверки она наносилась на карту, а фронтовики пытались добиться ликвидации. На карте больше 100 свалок, каждую пятую смогли убрать.

Алексей Бадмаев, координатор проекта «Генеральная уборка» БРО ОНФ: «На данный момент у нас есть по Бурятии более ста решений суда, где республика и Улан-Удэ должны ликвидировать несанкционированные свалки. Процент довольно-таки низкий, как мы считаем. Но основная проблема в том, что подведомства редко идут нам навстречу и редко ликвидируют несанкционированные свалки».

Впрочем, часть полномочий у местных властей всё же осталась. По земельному кодексу, следить за чистотой должен именно собственник земель. Но полигонов ТБО на всю Бурятию всего 4, районов 23.

Светлана Трофимова, начальник отдела министерства природных ресурсов республики Бурятия: «Сейчас некуда размещать отходы, везут, кто в лес бросит, кто в ближайший овраг».

Татьяна Ганжурова, заместитель начальника отдела Байкальского межрегионального управления Росприроднадзора: «Куда эти отходы девать? В город везти? У некоторых плечо очень большое 200-300 км. Город принять не может, уже все переполнено».

Впрочем, теперь всё это - головная боль регионального оператора. Новые правила игры вывели на рынок обращения с отходами нового игрока.

Региональный оператор - компания, которая выбирается на конкурсной основе. Она отвечает за всю цепочку оборота твердых коммунальных отходов. Границы, в которых работает региональный оператор, определяет территориальная схема региона.

Бурятию поделили на три зоны. В каждой должен быть свой региональный оператор и свой тариф для жителей. Конкурс по второй и третьей зонам провалился. его объявили повторно. На самую большую, первую зону, должна зайти известная иркутская компания.

Евгений Кислов, председатель комиссии по экологии и природным ресурсам Общественной палаты: «Нельзя сказать ,что сразу резко станет всем хорошо. И исчезнут свалки. Во-первых, ясно, что тариф возрастёт. Причём, насколько он возрастет, пока не понятно. Сейчас озвучивается, что необходимо строительство мусорных полигонов, временных мусороперерабатывающих станций и так далее. Если это всё будет делать оператор за свой счёт, он переложит бремя своих расходов на потребителей. То есть, на нас с вами».

Экологи уверены, строить полигоны - тупиковый путь и нерациональное использование денег. которых и так не хватает. Выход один - строить заводы по переработке, причём, совместными усилиями бюджета и частных инвесторов.

Сергей Шапхаев, руководитель экологической организации «По Байкалу»: «Нужно срочно запускать проекты по мусоропереработке. Слава богу, они есть. В Тарбагатайском районе уже выделена производственная площадка, одновременно мусор будет использоваться в качестве источника тепла и энергии. Это немецкая технология. Такие заводы стоят в Гамбурге, Вене и других европейских городах. Этот проект получил положительное заключение, но по какой-то причине был отложен в долгий ящик».

Но пока в Улан-Удэ провалилась даже банальная сортировка. А вместе с ней и возможность стабильно зарабатывать на мусоре. Точнее, на продаже вторсырья. Стеклянные бутылки, бумага, покрышки - всё, чему можно дать вторую жизнь, сегодня просто закапывается в землю.

Алексей Тулонов, начальник отдела Комитета городского хозяйства администрации Улан-Удэ: «Мы должны были защитить тариф. 06:59 РСТ рассчитало, выдало тариф порядка 136 рублей. Остался выбор у всех, либо на полигон вывозить за 41 рубль, либо с учётом сортировки 136 рублей платить. Конечно же, кто-то привозил на сортировку, но все-таки большой поток уходил на полигон. Конечно, если бы был установлен тариф для всех, наверное, ситуация была бы переломлена».

Открытым остаётся вопрос и по старым крупным свалкам. Рекультивировать их теперь можно за счёт нового федерального проекта "Чистая страна". Центр готов оплачивать все работы по рекультивации, но в проект ещё нужно попасть. А пока своими силами в город-сад пытаются превратить свалку на Стеклозаводе.

- Эту свалку официально закрыли ещё 12 лет назад. Сейчас отвалы отходов доходят до 10 метров в высоту. накоплено больше миллиона кубометров. Если распределить мусор тонким слоем, он покроет почти всю территорию Октябрьского района.

До конца года должен быть готов проект. За него заплатят почти 3 млн рублей. Только тогда станет ясно, в какую сумму обойдётся рекультивация. И будут ли у города на это средства.

Разбираться с остальными свалками придётся иркутской компании. А заодно и с сортировкой, переработкой, утилизацией. Соглашение с первым региональным оператором планируют подписать 3 мая.

https://www.high-endrolex.com/22