Не всегда прав?!

Не всегда прав?!
19.04.2017 19:30

Насколько эффективно сегодня работает государственная политика в сфере защиты прав потребителей и работает ли вообще? Этим вопросам задались чиновники на президиуме госсовета накануне. Действительно, люди ежедневно покупают продукты, товары, пользуются разнообразными услугами и рассчитывают на их высокое качество, стараясь заказывать услуги у проверенных продавцов и производителей. Однако это не может застраховать от неприятных курьезов. Так количество обращений граждан в разные инстанции с каждым годом растет.

 Закон, который положил начало защите прав потребителей, принят более 25 лет назад. За это время он постоянно менялся, и за четверть века было внесено более 230 поправок. Кроме того, произошел многократный скачок, а это более чем в 500 раз услуг потребления. Вместе с тем особенно мощно стали развиваться и покупки через интернет, привлекая большим выбором товаров, лучшими ценами, удобством. При этом на людей обрушивается лавина рекламы, далеко не всегда достоверной.  

Владимир Путин, президент РФ: «Здесь не может быть и речи о региональном протекционизме под маркой поддержки «своих» производителей и потребителей. Более того, граждане лучше защищены там, где экономика открыта и конкурентная, где производители и продавцы стремятся привлечь людей выгодными соотношениями цен и качества. Нужно помогать людям, организовать, к примеру, специальные консультации в тех же многофункциональных центрах предоставления муниципальных услуг. Форм поддержки здесь достаточно много, главное – неравнодушное отношение к людям и понимание своей ответственности перед ними».

 Эксперты отмечают, сегодня необходимо развивать институт досудебного урегулирования споров, а также обобщать судебную практику в этой сфере. С переходом в онлайн-режим тесно связаны и проблемы использования и личной информации. Сегодня нередко встречаются примеры принуждения к передаче таких сведений продавцу или исполнителю услуг под угрозой отказа от сделки. 

 Анна Попова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: «Если говорить о том, на что на сегодня в основном жалуются потребители, 56% всех обращений – на услуги и работы, остальное – торговля. Хочу сказать, что при этом более 20 % обращений потребителей связаны с качеством, безопасностью и маркировкой товаров. Эта сфера очень непростая. Здесь остро встают вопросы причинения вреда жизни и здоровью потребителей».

 Самые острые проблемы сегодня концентрируются в сфере финансовых услуг. Сложным вопросов остается предоставление гражданам микрозаймов. Как правило, за подобными займами обращаются те, кто не смог получить кредит в банке. Высокие ставки объясняются тем, клиента, как правило, не проверяют, а компании берут на себя большие риски невозврата и закладывают их в проценты.

Эльвира Набиуллина, председатель Центробанка РФ: «С марта этого года, буквально недавно, микрофинансовые организации были разделены на два типа, на два вида: микрофинансовые компании и микрокредитные компании. В отношении микрофинансовых компаний, их сейчас более чем 2400, всего 19 попали в эту категорию, к ним установлены требования по капиталу, не менее 70 миллионов рублей, и введены дополнительные экономические нормативы, и по уровню регулирования они сейчас уже приближаются к банковскому сектору».

Алексей Кокорин, вице-президент Ассоциации малых и средних городов России: «В работе по защите прав потребителей важная роль принадлежит потребительским объединениям. В 2016 году их количество достигло почти две тысячи. Лидеры потребительского движения активно участвуют в формировании государственной политики в сфере защиты прав потребителей. В ходе подготовки к заседанию мы увидели их реальную заинтересованность, помощь и поддержку».

 Рабочая группа пришла к выводу, что сегодня необходимо разрабатывать специальную стратегию, ведь направлений развития системы защиты прав потребителей много. Для этого нужно объединять их и координировать работу всех звеньев: органов власти, общественных объединений и судебной системы.