https://www.high-endrolex.com/22

Молодёжь Бурятии: Очередная жертва НДС

Молодёжь Бурятии: Очередная жертва НДС
07.06.2016 12:00
Борьба государства с неплательщиками НДС для налоговой службы с недавних пор стала одним из ключевых направлений. Система, отлаженная специалистами ФНС за последние два года, фактически привела к ликвидации "серых схем".
Но иногда эти хорошо отлаженные шестерёнки перемалывают и случайно попавшие туда компании.

Много шума наделала история с рыбзаводом "Байкал", от которого налоговая инспекция потребовала уплатить НДС за компанию-поставщика рыбы. Поставщик закрылся, не уплатив налог, а дальневосточные налоговики, не сумев взыскать НДС, переложили свою работу на тех, кто может её выподнить - ФНС по Бурятии. Которая, естественно, предъявила требование тем, до кого смогла дотянуться - рыбзаводу "Байкал". 

Теперь рыбзавод вынужден доказывать, что он просто купил товар и не отвечает за контрагента. Пока точка в этом деле не поставлена.

Но бывают, оказывается, и более удивительные случаи.
Однажды мы уже писали о компании "Три восьмёрки плюс". Эта организация, в бытность Геннадия Айдаева главой города, выполняла большой объём строительных работ - ремонтировала дороги, набережную, укладывала тротуарную плитку и т.д. Но после смены власти в городе объём заказов уменьшился и владельцы вынуждены были закрыть предприятие.

Ликвидация бизнеса - процедура довольно сложная. Требуется провести выездную налоговую проверку, которая должна установить, все ли обязательства по уплате налогов компания выполнила. Такую проверку налоговый орган провёл, разослав запросы по всем контрагентам "Трёх восьмёрок". Ответили не все, и проверяющие, просуммировав цифры по неответившим поставщикам, предложили компании уплатить в бюджет НДС в размере 2,15 млн и налог на прибыль в сумме 0,55 млн рублей. По всей остальной деятельности организации у налоговой претензий не оказалось.

Об этом Орлов узнал уже после того, как из Следственного комитета его уведомили об отказе в возбуждении уголовного дела "за отсутствием события преступления". Это первая странность этого дела - казалось бы, первым надо бы спросить директора проверяемой компании, а уж если он сможет ответить, тогда и подключать следственные органы.

Арбитражный суд компанию закрыл. Но проблемы директора закрытой компании не закончились. 

В суд был направлен иск, в котором Орлов на основании данных налоговой проверки вновь обвинялся в уклонении компанией "Три восьмёрки плюс" от уплаты налогов. Но только сумма выросла - НДС до 5,9 млн, а налога на прибыль до 3,4 млн рублей. К ранее высчитанным 2,7 млн добавились НДС с тех средств, которые компания перечислила на счета поставщиков. 

В дальнейшем (и это важно) сумма претензий сократилась до уплаты НДС в размере 3,9 млн. То есть первоначальные 2 млн якобы неуплаченного НДС, на основании которых и возбуждалось дело против Орлова, как выяснилось, уплачены контрагентами. То есть результат у проведённой проверки был на самом деле нулевым.

В деле остались только перечисления поставщикам, за уплату НДС которыми, по мысли налоговой службы, должно было отвечать ликвидированное ООО "Три восьмёрки плюс". Но, поскольку оно ликвидировано, можно попытаться взять эти деньги с бывшего директора. Почему этот вопрос не возник во время выездной налоговой проверки - непонятно. 

Действия судьи Октябрьского суда также вызывают недоумение. Неуплата организацией НДС и споры с налоговой - прерогатива  Арбитражного суда, но судья рассматривает гражданское дело против бывшего директора компании.

Второй вопрос: судья в своём решении указала, что основанием для исковых требований послужило именно уголовное дело. Но ведь Орлов не был признан виновным, не был осужден. Но судья в решении ссылается на практику, связанную именно с ответственностью директоров, преступления которых доказаны судом.

Третье: самое удивительное, что установить, действительно ли контрагенты "Трёх восьмёрок" отмыли для директора деньги, довольно просто - достаточно запросить данные о движении этих денежных средств на счетах этих контрагентов. Тогда всё станет ясно - выплатили ли их рабочим, обналичили ли или дели ещё куда-то. Почему судья не удовлетворил ходатайство Орлова, который просил это сделать - тоже неясно.

Есть и другие нестыковки, которые изложить в короткой статье попросту невозможно. 

Да и не в этом главный смысл этого дела. А в том, что низкая квалификация некоторых специалистов в судах и налоговых органах приводит к тому, что вместо справедливого разбирательства и выявления неплательщиков они "ищут крайнего". И затем подгоняют ситуацию под обстоятельства.

Процесс по делу Орлова ещё не завершён. Возможно, вышестоящая инстанция пересмотрит решение. 
Но это не отменит главной проблемы - налоговая, следственная и судебная системы пока что смотрят на предпринимателей как на потенциальных правонарушителей. И именно такой подход и определяет "предпринимательский климат" в Бурятии. И многие активные люди делают вывод, что лучше вообще не заниматься бизнесом, чем заниматься в таком "климате".


https://www.high-endrolex.com/22